Ларек раздора


2 Февраля 2015


Администрация Сергея Собянина начинает новый коммерческий проект по мелкорозничной торговле. Отныне все торговые палатки будут производиться по единым евростандартам по заказу Правительства Москвы, а предприниматели будут брать их у властей города в аренду. Опытные экземпляры типа «Мороженое» и «Театральные билеты» уже стоят на Тверской. Это позволит, по словам пресс-службы столичного Департамента торговли и услуг, «создать новый современный облик российской столицы и предложить москвичам и гостям города услуги высокого качества». Конечно же, это будет сделано «впервые за всю историю отечественной торговли». На меньшее ССС не согласен.

Вынужден разочаровать. Ни о каком «впервые» речи быть не может. В мэрии в очередной раз банально соврали. Напомним, что, например, еще 60 лет назад был такой документ под названием Санитарные правила для торговли пищевыми продуктами в мелкорозничных предприятиях от 6 мая 1954 г. N 158-54. И в нем, помимо общих требований к внешнему и внутреннему виду киоска и пр., в п.3 стояла весьма красноречивая фраза: «Строительство палаток, киосков…и других мелкорозничных предприятий должно производиться по типовым проектам, согласованным с…» ну и т.д. Собянин думает, что москвичи ничего не помнят. Зря он так думает…

Что это было?

По данным на середину 2014 года, в городе было порядка 7 700 торговых палаток (при Лужкове их было 22 000). И мы хорошо помним «зачистки», которые проходили в 2010-2011-м вокруг станций метро и в иных бойких местах. Уличная торговля получила сильный удар - владельцы таких объектов оценили ущерб от сноса палаток в 500 миллионов рублей недополученной выручки. Без работы остались свыше 50 000 человек. А дальше…

Сегодня то, что случилось дальше, мэрия подает в таком ракурсе. «Три года назад власти города уже пытались стандартизировать внешний вид палаточной торговле. Но практика показала, что предприниматели меньше всего заботятся о внешнем виде своих торговых объектов, и выбирают варианты «попроще» и «подешевле». Не говоря уже о самих принципах ведения торговли» - сокрушается пресс-служба Департамента торговли.

И снова неправда. Мэрия не «пыталась» - мэрия очень жестко повела себя с палаточной торговлей. И реализовала идею единого стандарта торгового места. К январю 2011 Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы (Москомархитектура) оперативно подготовил типовые проекты ларьков и киосков. Проекты разрабатывались с учетом зоны города, где предполагалось их размещение. В частности, как говорилось в сообщении ведомства, имеются «такие основные решения для различных зон города как «Модерн», «Классика», «Свободный стиль» и другие». Кстати, эта новость сегодня почему-то с сайта удалена.

На самом деле, рассказал нашему изданию президент Коалиции владельцев малых торговых форматов и киоскеров Владлен Максимов, этот проект был не новый, его взяли из каких-то старых запасов. «Он был очень неудобный для разных форматов, необходимо было заказывать и монтировать холодильники, проводить доработку. Но был проект и каждый заказывал его там, где считал наиболее выгодным».

Предприниматели взяли под козырек и изготовили палатки в соответствии со стандартами Правительства Москвы. Одна такая палатка обошлась им в 800 тыс - 1 млн руб. Владельцы 10-20 точек брал в банках кредиты, по которым расплачиваются до сих пор. Сегодня собянинские чиновники называют палатки, которые сами же и разработали, «неправильными» и снова ставят бизнес перед фактом: или снесете свои и въедете в новые наши. Или – никак.

Откровенное издевательство

Информационные сообщения мэрии оставляют много вопросов. Например, чиновники заявляют, что никаких ныне действующих палаток никто сносить не будет. Просто будут ставить новые. После истечения действия договора аренды.

Это опять полуправда, замешанная на лжи. «Сносить и правда не надо, - говорит Максимов. - Последние трехлетние договора заканчиваются 1 апреля. Осталось-то два месяца! А после этого – все, ты не имеешь права работать». А вот, например, табачные палатки сносят. И уже давно. «Правительство Москвы еще с прошлой весны, и особенно с лета, активно начало уничтожать специализированные точки по продаже табака. Сначала пытались через суды, но префектуры суды проиграли. И ларьки стали просто вывозить на штрафстоянки при действующих договорах», рассказывает он.

И ведь ладно бы, если 2 апреля на Москву обрушится десант идеальных ларьков. «Самое главное, что внятных планов на деле у мэрии никаких нет. Когда все это будет, какие будут специализации, по какой цене – ничего неизвестно, - говорит Максимов. - Как и не существует утвержденного проекта. Все это в стадии обсуждения».

Под вопросом и скорость реализации нового начинания Собянина. «Например, решение о площадках под вендинг было принято давно, но где эти площадки? Вот и сейчас получается, что решение принято, бизнес через пару месяцев будет закрыт, все вывезено, киоски утилизированы. Люди уволены. И потом все будут ждать, пока московское правительство сподобится что-то установить» убежден эксперт.

Вызывает вопросы и финансовые аспекты проблемы. Лишних денег в столичном бюджете нет, многие проекты заморожены. А затраты на киоски предстоят серьезные. По нашей информации, стоимость одного киоска составит порядка 1 млн. Если предположить, что заменят все, то это минимум 7 млрд руб. А если добавить расходы на обустройство торговли в метро, то это еще 7 млрд. И это притом, что на всю поддержку малого бизнеса в бюджет заложено 5 млрд. Сам малый бизнес денег на павильоны у города никогда не просил. Так зачем все это?

Cui bono?

«Кому на пользу», спрашивали еще древние римляне. От таких проектов формально должны выигрывать горожане. Тем более что в Москве острейший дефицит доступных торговых площадей – их в 2,5 раза меньше, чем в аналогичных городах Европы и Азии. «И потом, все эти 3 арендные ставки входные, безумные депозиты – такого больше нигде нет! – негодует Максимов. – А эти действия правительства Москвы только усугубляют проблему». Хотя, по данным московского отделения ОПОРА России, 85% жителей столицы выступают за сохранение торговых киосков.

В этой ситуации не стоит искать лоббирования со стороны торговых сетей, говорит Максимов. Хотя в конечном итоге они, конечно, выигрывают. «У Собянина просто идея укрупнения – отдельный киоск не нужен, надо сделать один стометровый объект и все туда загнать. Но он не понимает, что для мороженого или стрит-фуда не нужны сто квадратов. Им достаточно по 6 и 10 кв. м». Экономическая ситуация такого формата не требует, уверен Максимов. Но зато она отвечает пониманию Собянина, который и создает эксклюзивные условия для соответствующих игроков. «Это чистое самодурство, по-другому не назовешь», считает он.

Корень проблемы и бед всех малых форм торговли в городе, считает президент Коалиции, в той парадигме, которую выстроило московское правительство по отношению к малому торговому бизнесу. «Эту установку можно сформулировать так: уничтожать все то, что можно уничтожить, - говорит Максимов. – Ломать, ломать – и наводить порядок. Это какая-то паранойя».

Источник: Общая Газета

Материал: Константин Громов


Возврат к списку