Малая торговля гибнет под напором гипермаркетов


25 Апреля 2014

Двигатель прогресса — торговля в России серьезно забарахлил и требует срочных ремонтных работ. Свой бизнес большинство предпринимателей начинают именно с торговли, и уже потом эти проекты могут перерасти в производственные и инновационные предприятия. Последние государство и общественность хотят активно поддерживать. Вместе с тем мелкую торговлю душат крупные сети и муниципальные власти. На сдерживание напора гипермаркетов и предоставление гарантий малому бизнесу направлены законодательные инициативы, предлагаемые бизнес-омбудсменом Борисом Титовым.

По данным Минэкономразвития, на сферу торговли и услуг сегодня приходится 85% выручки всех российских ИП, 59% выручки микро- и малых предприятий, 46,3% выручки средних предприятий. Такую структуру МСП, при доминирующем объеме торговых предприятий и низкой доле производственных, инновационных и социальных эксперты считают неправильной и считают необходимым скорректировать в пользу последних. Однако именно торговля для многих россиян стала единственным средством существования. Чиновники же, стремясь «окультурить» вверенные им территории, сносят рынки, ликвидируют так называемые нестационарные торговые объекты (НТО), а на их месте возводят торговые центры, получить место в которых может позволить себе далеко не каждый.

Малый бизнес, работающий через формат розничной торговли, не готов взять на себя дополнительное бремя расходов по переводу рынков в капитальные сооружения, говорится в проекте доклада уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова президенту Владимиру Путину. «Муниципалитеты зачастую пытаются быстро и жестко „навести порядок” в нестационарной (уличной) торговле — без обсуждения с предпринимательским сообществом, без разработки компенсационных мер для продолжения самого существования малого бизнеса, — говорится в документе. — К сожалению, достаточно часто это происходит с целью передела рынка в пользу крупных коммерческих структур и сетевой торговли».

Торговые сети выгнать с рынка нельзя, говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратове Максим Фатеев, но их можно ограничивать, ставить им определенные условия. «Нестандартные торговые объекты ликвидируются, строятся торговые центры, а их основной арендатор — человек, близкий к городской администрации, — жалуется Фатеев. — Открываются гипермаркеты, а индивидуальные предприятия гибнут. Нужно дать ИП законодательное право на приоритет во вхождение в сети».

Ограничить сети предлагалось в виде 35% для каждой из них в отдельно взятом муниципалитете. Но, как отмечает бизнес-омбудсмен Свердловской области Елена Артюх, в маленьких поселениях это ситуацию не спасет. «Всем бы хотелось видеть малый бизнес в производстве, но 80% его — это торговля, просто так отмахнуться от этого нельзя, — считает она. — И если установить 35% для всех крупных торговых сетей, то в маленьких городах это погубит малый бизнес. Эту долю нужно установить для всех сетей в целом в отдельно взятом муниципалитете». С ней солидарен уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров. «Сейчас идет вторая волна кризиса, — сказал он. — С крупных предприятий сократили 5000 человек. Вариантов у них три: или идти в торговлю, или на площадь, или уезжать в другие регионы». В Ростовской области из 283 рынков осталось только 80. Не везде рынки нужно превращать в капитальные строения, уверена вице-президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области Светлана Абдулализова. «У нас на юге рынок — это культурный объект, — объясняет она. — Люди приходят сюда не на эскалаторах кататься, а купить продукты. И картошку в большом торговом центре никто продавать не будет».

«Кричащей темой» назвал ситуацию с торговлей общественный омбудсмен по защите интересов малых и средних предпринимателей Виктор Ермаков. Особенно много криков раздается в Москве. «Мы встречались с Сергеем Семеновичем (мэром Москвы Собяниным. — ДС), и он нас поддержал, — сообщил Ермаков. — Культура, санитарные нормы — это все прекрасно. Но при реализации этих идей, если у кого-то есть желание „перенакрыть поляну”, то лазейки находят».

«Люди работают в нестационарных киосках не от хорошей жизни — им некуда идти, — объясняет президент Коалиции киоскеров Владлен Максимов. — Торговые центры заполняются корпоративными брендами, а малый бизнес там работать не может». Уничтожая нестационарную торговлю, власти тем самым уничтожают и производственный малый бизнес, за который так ратуют. «Малые колбасные, молочные цеха, хлебопекарни не могут работать с сетями, они работают только с мелкими магазинами. В Москве с 2011 года, с тех пор как уничтожили нестационарные рынки, опережающими темпами растут цены на продовольствие», — объясняет эксперт. Он предлагает законодательно установить квотирование для различный видов бизнеса: 65% отдать крупному, 15% — среднему и 20% оставить малому бизнесу.

В свою очередь бизнес-омбудсмен Титов в проекте своего доклада главе государства подготовил ряд предложений. Срок перехода рынков к капитальным строениям, настаивает он, должен быть продлен до 1 января 2016 года. Соответствующие поправки уже предлагались в закон «О розничной торговле» и Трудовой кодекс, теперь нужно только ускорить их принятие.

 Материал: Екатерина Буторина

Источник: Деловая среда



Возврат к списку