Назрела необходимость в регулировании правил торговли на маркетплейсах, их корректировке и отладке. Ритейлу необходим закон об электронной торговле


30 Мая 2024
Назрела необходимость в регулировании правил торговли на маркетплейсах, их корректировке и отладке. Ритейлу необходим закон об электронной торговле
О том, как сделать это с наилучшим эффектом и наимень­шими поте­рями, шёл разговор на круглом столе «Регу­ли­ро­вание маркет­плейсов: создание отрас­левых прин­ципов, дости­жение эффектов». В обсуж­дении приняли участие депу­таты Госу­дар­ственной думы, пред­ста­ви­тели Совета Феде­рации, Минпром­торга, Союза потре­би­телей РФ, других отрас­левых и обще­ственных орга­ни­заций.

Пред­ставляя участ­ников круг­лого стола, прези­дент Ассо­ци­ации компаний интернет-торговли Артём Соколов выразил поже­лание услы­шать конструк­тивный диалог на акту­альную тему. Высве­тить ключевые проблемы регу­ли­ро­вания маркет­плейсов призвал экспертов вице-прези­дент ОПОРА России Владлен Максимов. Такой ключевой проблемой маркет­плейсов, насто­ящей болевой точкой пред­ста­ви­лось правовое поло­жение российской элек­тронной торговли.

Срав­ни­тельный анализ ситу­ации с маркет­плей­сами в России и зару­бежных странах прозвучал в изло­жении заме­сти­теля гене­раль­ного дирек­тора фонда «Центр стра­те­ги­че­ских разра­боток (ЦСР) Екате­рины Папчен­ковой.

— В странах зару­бежья просле­жи­ва­ется тенденция введения специ­аль­ного регу­ли­ро­вания элек­тронной коммерции, направ­лен­ного на защиту прав поль­зо­ва­телей — продавцов и потре­би­телей, а также на регу­ли­ро­вание её транс­гра­нич­ного сегмента, — расска­зала она. — Например, в странах Евро­союза утвер­ждён и действует Регла­мент об обес­пе­чении спра­вед­ли­вости и прозрач­ности для бизнес-поль­зо­ва­телей онлайн-посред­ни­че­ских услуг. В Китае принят закон об элек­тронной коммерции, а в Турции — Указ «О постав­щиках посред­ни­че­ских услуг элек­тронной коммерции и постав­щиках услуг элек­тронной коммерции». При этом в зару­бежном регу­ли­ро­вании дела­ется гораздо больший упор на повы­шение уровня взаи­мо­действий между маркет­плей­сами и продав­цами и раскрытие проце­дурных аспектов их деятель­ности. В российских же зако­но­да­тельных иници­а­тивах проце­дурные аспекты отсут­ствуют, зато встре­ча­ются огра­ни­чи­тельные меры, которые не декла­ри­ру­ются за рубежом.

По словам заме­сти­теля пред­се­да­теля Коми­тета Госу­дар­ственной Думы по инфор­ма­ци­онной поли­тике, инфор­ма­ци­онным техно­ло­гиям и связи Андрея Свин­цова, пробле­ма­тикой элек­тронных торговых площадок депу­таты начали зани­маться около года назад. В результате совместных встреч и обсуж­дений появи­лось опре­делённое пони­мание ситу­ации в различных её аспектах — правовом, нало­говом, кадровом, орга­ни­за­ци­онном.

— Это глобальный вопрос, ведь за любой элек­тронной площадкой стоят тысячи продавцов, любое непро­ду­манное решение грозит обер­нуться ещё более серьёз­ными пробле­мами, — отметил депутат. — Прин­ци­пи­ально элек­тронные площадки должны зани­маться тем, для чего они и были созданы — предо­став­лять поку­па­телю возмож­ность поку­пать товары по интер­нету. Всё остальное — логи­стика, хранение товара, сама торговля должны суще­ство­вать и действо­вать само­сто­я­тельно. И когда на элек­тронных площадках культи­ви­ру­ется моно­польное управ­ление всем процессом, начи­на­ется чёрт знает что... То же каса­ется и само­за­ня­тости селлеров. В нашем пони­мании это реальный перекос на рынке труда, который также создаёт нам всем большие проблемы. В бизнесе само­за­нятых быть не должно! Мы плани­руем дора­ба­ты­вать свои пред­ло­жения по регу­ли­ро­ванию маркет­плейсов, обяза­тельно будем это делать. Вопрос очень серьёзный, и займёт, я думаю, несколько лет.

Зако­но­да­тельная иници­а­тива о правовом поло­жении маркет­плейсов, как рассказал заме­сти­тель пред­се­да­теля Коми­тета Госу­дар­ственной Думы по контролю Дмитрий Гусев, инте­ре­сует многих депу­татов.

— Мнение о том, что рынок сам отре­гу­ли­рует элек­тронную торговлю, не выдер­жало проверку временем. Се­го­дня уже все согласны с тем, что закон нужен. Но ведь его ещё надо создать! Суще­ствует как минимум десяток депу­тат­ских иници­атив, авторы которых пред­ла­гают свой вариант решения проблемы. Можно лишь пред­по­ло­жить, какую правовую чехарду могут вызвать эти иници­а­тивы при обсуж­дении зако­но­про­екта об элек­тронной торговле. Подобная чехарда нам ни к чему, — подчеркнул высту­па­ющий.

Депутат сообщил, что во второй поло­вине июня в Госдуме запла­ни­ро­вано обсуж­дение концепции буду­щего зако­но­про­екта об элек­тронной торговле. И пригласил участ­ников круг­лого стола прийти на это обсуж­дение, «...чтобы решить, как нам действо­вать и с чего начи­нать столь важный зако­но­проект».

— Маркет­плейс — это отнюдь не пришедшее к нам нечто, ранее незна­комое и оттого непо­нятное, Маркет­плейс — это торговый формат, и отно­шение к нему должно соот­вет­ство­вать нашему отно­шению к отрасли торговли, — убеждён директор депар­та­мента внут­ренней торговли Минпром­торга России, пред­се­да­тель Комиссии по созданию условий само­ре­гу­ли­ро­вания в элек­тронной торговле Никита Кузнецов. — Никакой мани­пу­ляции с оглядкой на зару­бежный опыт не должно быть и в помине. Элек­тронная площадка прини­мает от поку­па­телей деньги, поэтому и должна нести ответ­ствен­ность именно как продавец. Любое регу­ли­ро­вание на уровне зако­но­да­тельства — это дело, я бы сказал, сугубо наци­о­нальное, здесь не должно быть никаких сторонних заим­ство­ваний. Нам пред­стоит искать свой собственный путь в правовом регу­ли­ро­вании маркет­плейсов.


Источник: RetailEvent

Возврат к списку