«Киоскеры» Казани: Нам бы места побольше и подольше


27 Ноября 2015
«Киоскеры» Казани: Нам бы места побольше и подольше


Кажется, прошли те времена, когда дети на вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» отвечали, что бизнесменом. Коммерческая жилка казанцев, разумеется, тех, у кого она была, «зудеть» перестала, и если пару лет назад податься в предпринимательство хотел каждый второй, то теперь всего пять процентов опрошенных. Корреспондент «КП» побывал на заседании городского Координационного совета по развитию предпринимательства, где подслушал несколько основных причин.

БОЮСЬ РАБОТАТЬ!

На первом месте, конечно, обыкновенный страх. Мы боимся провала, бумажных проволочек, кредитов на первоначальный капитал.

- Нежелание идти в бизнес – это самое главное ограничение для роста малого и среднего бизнеса, - считает вице-президент Ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Татарстана Айдар Булатов. - Здесь есть две основные причины – низкая популярность профессии предпринимателя и страх начинающих предпринимателей заниматься бизнесом.

Он считает, что хорошо бы провести глобальное обучение казанцев некой бизнес-грамоте, иначе совету просто нечего будет поддерживать – кто же пойдет в бизнес, такой таинственный и ужасный. А еще предложил учредить конкурс профмастерства среди казанских бизнесменов.

Помогать коммерсантам надо, ведь те же малые предприниматели играют не последнюю роль в экономике города. Посудите сами, 37 процентов валового территориального продукта приходится на малый бизнес, или 1,3 миллиона рублей с начала года, 182 тысячи казанцев работают в этой сфере, а это, на минуточку, 35 процентов от всего экономически активного населения города. Терять такой «кусок пирога» глупо и бессмысленно.


НЕСВЯТАЯ ТРОИЦА

Хорошо, преодолеет человек все свои страхи, загонит, так сказать, тараканов в дальний угол, что теперь? Появляются новые проблемы.

- В первую очередь это доступность финансовых ресурсов и их стоимость. Второе - дефицит квалифицированных кадров. Последнее это, к сожалению, административные барьеры, - объяснил замруководителя исполкома по экономическому развитию Иван Кузнецов, опираясь на жалобы подопечных и результаты соцопросов.

А после прокомментировал каждое. С первым, мол, особых загвоздок быть не должно, ведь по той же программе «лизинг-грант» за три года деньгами, а именно 655 миллионов рублей, воспользовался 501 предприниматель, а программой льготного кредитования малого и среднего предпринимательства - 70 компаний, получивших в этом году кредиты с субсидированием процентной ставки на общую сумму 120 миллионов рублей. В городе не хватает площадок под технопарки, бизнес-инкубаторы и разного рода индустриальные комплексы. Сейчас действует 19 таковых, где работают 893 малых и средних предприятий, но хотелось бы больше. Для этого исполком города предлагает частным площадкам содействие во вступлении в госпрограммы. Кроме того, чиновники собираются обойти неэффективные промпредприятия и часть их свободного места приспособить под промплощадки.

Во имя борьбы с дефицитом кадров начиная с этого года в городе составляют список специалистов, которые понадобятся в ближайшие семь лет, а после прорабатывают его с учебными заведениями. Дабы ослабить «административные препоны» год назад в исполкоме занялись оценкой регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов. Предполагается, что это даст результат.

КАК ЖИТЬ ПО ЗАКОНУ?

Названная выше «троица» - проблемы ежедневные, непреходящие. Сейчас на повестке дня появился еще один враг малого бизнеса – изменения в Земельном кодексе страны. Попросту отменили преимущественное право на заключение договора аренды. Теперь, как только истекли оговоренные сроки, нельзя просто взять и заключить с муниципалитетом новый договор, оставшись на прежнем месте. Вместо этого нужно участвовать в аукционе, и не факт, что победу в нем одержит именно тот предприниматель, что был здесь много лет. Кроме того, некоторые участники аукциона, имеющие преимущество над остальными, запросто предлагают соперникам заплатить за снятие своей кандидатуры. Наказание за такую махинацию законом не предусмотрено, хотя обман и манипуляция налицо.

Страдает от этого вся страна. Пока только в Санкт-Петербурге нашли решение проблемы, приняв на уровне региона некий нормативно-правовой акт, разрешающий право приоритетной аренды. В Казани, как и в Татарстане в целом, такого пока нет.

- Поручаю проработать этот вопрос и получить разрешение прокуратуры и антимонопольной службы, чтобы вынести эту инициативу в Государственный Совет, - заявил на заседании мэр города Ильсур Метшин. – У тех, кто готов вкладываться в свои проекты и заключать долгосрочную аренду, должно быть преимущественное право. Мы должны обсудить эту тему с Правительством республики, которое, я надеюсь, нас поддержит.


ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Владелица сети цветочных киосков Анастасия ШЕВЧЕНКО:

«В течение практически 20-и лет мы добросовестно исполняем все пункты договоров аренды, обустраиваем прилегающую территорию, в преддверии Универсиады-2013 провели реконструкцию своих павильонов, и теперь каждый из них оценивается в полтора миллиона рублей по докризисным ценам. Поправки в Земельный кодекс не только отменяют преимущественное право на продление договоров аренды, они также обязывают нас вновь проходить процедуру аукциона, которая кроме всего прочего предусматривает освобождение участка от установленных там конструкций. Проект наших павильонов такого не предусматривает, придется разрушить их».

Директор компании, специализирующейся на ремонте обуви, член ассирийской диаспоры Арсен САВВА:

«Сегодня договоры аренды истекли и мы находимся в такой ситуации, когда традиционные промыслы ассирийцев в подвешенном состоянии. Дело в том, что если мы выйдем на аукционы, то не сможем на них выиграть из-за низкой рентабельности бизнеса. Тем не менее эта «депрессия» начинает проходить, ведь наш бизнеса является лакмусовой бумажкой – чем лучше экономическая ситуация, тем больше людей обращается к «холодным» сапожникам, или тем, кто работает на улице. В некоторой степени это социальный бизнес».

Председатель кооператива сельхозпроизводителей Елена ЮРЧЕНКО:

«У меня есть овощехранилище в Лаишевском районе, выращиваю картофель и продаю на ярмарках. Материальный уровень, таких как я, невысок, поэтому в частных торгах участвовать не можем. И я прошу упростить излишние барьеры, разрешить нам, фермерам, устанавливать нестационарные торговые объекты в местах шаговой доступности без участия в торгах».

ПОДРОБНОСТИ

Сейчас в Казани насчитывается 1077 объектов мелкорозничной сети, по новому проекту схемы размещения, с 2016 года, их будет чуть меньше. Во-первых, неухоженные ларьки, не соответствующие никаким проектам и нормативам, попадут под запрет. Во-вторых, многие бизнесмены сами уходят с рынка. Связано это с запретом на торговлю сигаретами и алкоголем, а также увеличением количества торговых центров и расширением крупных сетей.

Источник: Комсомольская правда

Материал: Екатерина Виславская 

Фото: Ильгизар ДАВЛЕТОВ


Возврат к списку