Стометровка добьет мелкую розницу


28 Февраля 2013

20130228_5_3.jpg

Криком о помощи стало обращение к Президенту РФ за подписью 165 тыс. человек.

Совсем скоро жизнь малого торгового бизнеса в России изменится до неузнаваемости. Во вторник был опубликован, принятый на днях закон, «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Достучаться до власть имущих небольшим торговым предприятиям так и не удалось, как ни старались активисты. Все доводы об уничтожении сектора мелкой розничной торговли и, как следствие, потере рабочих мест примерно полумиллионом человек неоднократно высмеивались недальновидными чиновниками.

В 90-е годы многие решили начать свое дело, но только самые стойкие и прозорливые смогли удержаться на плаву. Теперь, когда в нашей стране все остальное уже поделили и развалили, похоже, пришла очередь мелкорозничной торговли. Согласно исследованию информационно-аналитического агентства INFOLine, доля крупной розницы на российском рынке продовольственных товаров к 2014 году увеличится с 44% до 69%.

Большая информационная кампания лоббистов крупного ритейла обвиняла киоски в недобросовестности и планомерно подрывала доверие населения к предпринимателям из народа. В ответ те объединились в Коалицию киоскеров, митинговали все лето, пытаясь заставить законотворцев услышать их голос. В своих обращениях владельцы и работники киосков и небольших магазинов рассказывали, что предоставляют рабочие места пенсионерам и инвалидам, не согласным жить на убогие пособия, что участвуют в развитии своих регионов и жертвуют деньги на благотворительные проекты.

Всего этого чиновникам, кажется, мало, потому что в распространенности курения, по мнению Минздрава, виноваты не социальные факторы и не отсутствие у этого уважаемого ведомства желания и таланта создать действительно эффективную и долгосрочную информационную программу по мотивации населения к здоровому образу жизни, а мелкая розница. Еще в мае министр здравоохранения оговорилась, что «малый и средний табачный бизнес нам не нужны». Неудивительно, что законопроект разрешает продавать табак большому бизнесу, а малому – категорически нет!

Криком о помощи стало обращение к Президенту РФ за подписью 165 тыс. человек: не желающих расстаться с делом своей жизни бизнесменов и их наемных сотрудников, которым грозит потеря работы.

В январе 2013 года перед вторым чтением в Государственной думе депутаты все-таки сделали определенный «жест вежливости» и отменили кричащее по своей абсурдности ограничение на продажи табачных изделий по площади торговых объектов. Критерием, позволяющим торговать табаком, признали наличие торгового зала как такового. Теоретически теперь часть киосков могла бы спастись, перестроив свои помещения так, чтобы посетителю буквально было куда войти. Впрочем, лобби крупного ритейла все же добилось своего. В последней версии законопроекта есть пространная формулировка, так или иначе вытесняющая мелкую розницу из жилых кварталов.

В частности, «запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг».

Казалось бы, все предельно ясно – депутаты хотят увеличить свободную от табака территорию рядом со школами и вузами, однако в документе абсолютно не уточняется, что образовательные учреждения – это именно школы и вузы. Формально под этот запрет подпадают и любые образовательные учреждения, в т.ч. для взрослых, например: автошколы, языковые школы или, например, курсы кройки и шитья. Учитывая, какое количество учреждений, имеющих статус образовательных, работает в любом мегаполисе, найти свободное место для маленького магазина в таких условиях будет невозможно.

По словам представителя Коалиции киоскеров в Новосибирске Наталии Кошелевой, законодатели предлагают отсчитывать сто метров по прямой, тогда как реальный путь может занимать и 200, и 300 метров. Во многих районах крупных городов подобные стометровые зоны перекроют друг друга, что вынудит предпринимателей закрыть свои торговые точки. Если же предприниматель чудом уберег свой бизнес и его магазин на данный момент расположен с учетом всех требований закона, нет никакой уверенности, что через месяц в пятидесяти метрах не будет открыто новое «образовательное учреждение». На смену одним запретам и ограничениям приходят другие, усиливая недоверие бизнеса к власти.

Сейчас уже очевидно, что законопроект значительно уменьшит долю мелкой розницы на рынке торговли в пользу крупного ритейла. Часть киосков не сможет выжить на продаже конфет и закроется из-за отсутствия торгового зала, а количество маленьких магазинов значительно сократится благодаря правилу «стометровки». Вопреки всем обещаниям Минздрава получается, что законопроект направлен на что угодно, только не на борьбу за здоровье россиян.

Коалиция киоскеров

Источник: Gudok.ru


Возврат к списку