Колонка президента
Поиск
Малый ритейл в турбулентный период
На повестке пленарного заседания оказался традиционный список проблемных вопросов, динамику решения которых участники оценили по-разному.
Управляющий директор Ozon Сергей Беляков, отметил очень сложную ситуацию в отрасли, где обостряется конкуренция крупных игроков рынка, получающих серьезное преимущество из-за выбранного подхода к госрегулированию. С точки зрения спикера, это создает для отрасли серьезные риски, которые грозят усугубить существующие проблемы.
Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, высказала позицию о регулировании сферы торговли и сложившихся отношениях государства и бизнеса.
«Предприниматели жалуются, что все больше растет администрирование со стороны госорганов деятельности малого, в том числе торгового бизнеса. Поступают многочисленные жалобы бизнеса, что с одной стороны действует мораторий на обязательные проверки, но, с другой стороны – активизировались проверки общественными организациями, которые парализуют работу бизнеса бесконечными визитами. Малому предприятию не под силу противостоять этому: не хватает ни времени, ни ресурсов, ни опыта в борьбе против такой «активности». Это не должно бесконтрольно распространяться» - отметила спикер. Она добавила, что нагрузка на малый бизнес со стороны государства по-прежнему высока и предприятию необходимо нанимать дополнительный персонал, чтобы выполнить требования, которые государство накладывает на бизнес, включая мероприятия по цифровизации.
Причем последний процесс – цифровизация – при всей свой направленности на улучшение условий и среды для функционирования прямо влияет на снижение производительности труда на малых предприятиях ввиду дополнительных затрат на её внедрение. «Административных обязательств МСП перед государством стало чрезмерно много, и они продолжают расти. Сейчас время других – быстрых и гибких решений, нужно максимально снижать административную нагрузку на бизнес, на каком-то этапе сказать «стоп» и дать возможность предпринимателям направить все свои усилия на развитие бизнеса в интересах экономики страны».
Сергей Морозов, Депутат ГД РФ VIII созыва, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» поднял тему горячо обсуждаемого законопроекта, вводящего ряд важных новелл в регулирование торговли.
Законопроект «О российской полке», как неформально назвал его спикер, направлен на поддержку российских производителей. «Сейчас на рынке в основном иностранные компании из недружественных стран. В прошлом году прямой импорт составил 55% в непродовольственных товарах. Речь в основном о продукции, которую производство в России не составляет труда запустить» - сообщил Сергей Морозов.
Проект закона предлагает офлайн ритейлу выделять российским производителям определенные квоты для места на полке, а для интернет-торговли выпадание определенного количества первых карточек российских производителей.
Критерием соответствия товаров будет ТПП РФ, которая отсечет непромышленные операции и производителей, которые разместили производственные объекты за пределами России.
«Пример Московской области показывает эффективное решение проблем НТО – торговые объекты получают кредиты, в т.ч. с субсидией московской области, договоры аренды с муниципалитетами на выгодных условиях, закупают мобитраки и активно развиваются. Недавно в этот проект вошла Башкирия» - иллюстрирует успешный кейс спикер.
Борис Титов, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, в письме отметил, что среди ключевых проблем, которые препятствуют развитию отрасли, отсутствие закона о торговле, который фиксировал бы отношение между участниками рынка и государственными органами. Отдельная проблема – условия торговли подакцизными товарами, препятствующие развитию ритейла в сельской местности из-за отсутствия диверсификации госпошлин за лицензию.
«Создание регулятора Росалкогольтабакконтроля» – это безусловно хорошая новость, орган, который будет заниматься табаком с точки зрения развития экономики и бороться с нелегальным рынком» - отметил бизнес-омбудсмен, добавив, что вместе с тем в регионах появляются инициативы, усложняющие условия продажи такой продукцией.
По-прежнему актуальна проблема высокого банковского эквайринга, как отметил Борис Титов, «хотя система быстрых платежей развивается, но львиную долю безналичного оборота составляют платежи по картам».
Наряду со сложностями, в ряде регионов развивается эффективное взаимодействие органов власти и бизнеса. Алексей Гусев, Министр торговли и услуг Башкортостана, привел пример успешного решения региональных проблем, основанного на проактивных действиях своего ведомства. Барьером для развития деятельности выступает сложность с получением финансирования на меры по поддержке МСП в ритейле.
«Мы не можем принять у себя на территории региона программу, если она не регулируется на федеральном уровне» - сообщил Алексей Гусев.
Спикер особенно отметил, что для развития торговли необходимо решение проблемы снабжения сельской местности торговыми мощностями, дифференцированный подход к лицензиям на торговлю подакцизными товарами, решение для снабжения региональных точек продовольствием для наполнения полки, кадровый дефицит.
Участники сессии «Рынок онлайн-торговли: динамика развития, основные тренды, перспективы законодательного регулирования» обсудили вызовы, которые стоят перед еcom-отраслью, во многом учитывая потенциальный эффект рассматриваемого в Госдуме проекта закона «О российской полке». Основой дискуссии в ходе сессии стал вопрос: нуждается ли рынок в дополнительном законодательном регулировании или для его дальнейшего развития нужно сохранять текущий курс на саморегулирование на базе единых практик и стандартов, принимаемых всеми игроками.
Контроль за движением товаров и ответственность маркетплейса за транспортировку к потребителю, уважение прав селлеров, условия торговли и влияние на них маркетплейса, размеры штрафов и условия их наложения, поддержка отечественных производителей – эти вопросы также оказались в центре внимания участников.
В обсуждении приняли участие представители Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, АКИТ, а также компаний Ozon, Wildberries, Яндекс, Lamoda, AliExpress Россия, GoOMNI.
Дискуссию открыл эксперт по омниканальной торговле Ефим Алтухов, в конструктивном критическом ключе отразивший текущую ситуацию в отрасли с точки зрения малого бизнеса.
Несмотря на ориентацию на защиту прав селлеров, внесенный в Госдуму законопроект «является злом для селлеров и для маркетплейсов, в случае его принятия последствия будут грустными для отрасли в целом» - отметил эксперт. Однако, на его взгляд и саморегулирование не решает традиционные проблемы. Первая из них - контроль за движением товаров и ответственность маркетплейсов за их сохранность.
Другой вопрос – ценообразование, решение год от года не находится, а площадки практически занимаются регулированием цен. Недостаточно качественно ведется и коммуникация с селлерами. Четким трендом взаимоотношений становится подача селлерами исков в суды, но этот результат недостатка коммуникации несет потенциал выработки судебной практики, которая поставит перед маркетплейсами необходимость изменить отношение к селлерам и найти способ предупреждать конфликты.
Артем Соколов, Президент АКИТ, выступая модератором, отметил позицию о том, что потенциал саморегулирования не исчерпан, и только действуя в рамках действующего законодательства, рынок может сохранить успешную динамику развития.
Руководитель по взаимодействию с органами государственной власти Ozon Александр Васильев отметил, что маркетплейсы прямо влияют на развитие МСП, причем не только селлеров, но и тех, кто обеспечивает инфраструктуру. По его мнению, озвученные проблемы не характерны даже для значительной части рынка, а ситуация устраивает и маркетплейсы, и их участников, которые гибко адаптируются к новым условиям. Маркетплейс отслеживает сложные моменты и ошибки и исправляет их. Необходимости введения регулирования в отрасли нет, а ужесточение ответственности или порядка взаимодействия принесет вред. Более того, сейчас регулирование оптимальное – компании регулярно встречаются, поднимают и решают проблемные вопросы. Участие государства уместно в качестве защиты от недобросовестного поведения и введения санкций при нарушении законодательства.
Александр Литвак, руководитель по работе с органами государственной власти Wildberries, поддержал точку зрения о том, что маркетплейсы эффективно выстраивают отношения с селлерами, не прибегая к нерыночным инструментам.
Юлия Юдина, замдиректора Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России, выступила в поддержку проекта закона «О российской полке», отметив, что он содержит нормы, которые уравновешивают баланс интересов рынка. Она отметила, что маркетплейсы неравноценно относятся к правам участников торговли и селлеры должны иметь эффективный механизм защиты своих прав.
Как отметила, спикер, хотя саморегулирование оправдывает себя и его потенциал не исчерпан, добросовестные практики должны вноситься в закон и не меняться в зависимости от рыночной стратегии, так как участники маркетплейсов часто не имеют возможности вовремя среагировать на изменение цен или условий. Задача законопроекта – поддержать и защитить отечественных производителей.
Участники со стоны рынка критически отнеслись к предлагаемым новеллам, отметив, регулирование не успевает за развитием отрасли, а поддержку российского производителя можно оказывать иными инструментами. Вызвала критические отзывы, и норма о запрете маркетплейсам продавать продукцию под СТМ.
Также участники конференции обсудили возможности «последней мили» для предпринимателей. По словам ведущих игроков онлайн-торговли, стать участником этапа доставки может любой предприниматель, при этом для этого нужны минимальные вложения. Так, у Ozon сейчас больше 16 тыс. пунктов выдачи заказов, которыми управляют больше 7 тыс. партнеров – за выдачу клиентских посылок они получают вознаграждение. Одним из приоритетных направлений для компании является развитие «домашних пунктов» выдачи заказов в сёлах и поселках с населением до 3,5 тыс. человек. Яндекс Маркет на данный момент имеет прядка 10 тыс. пунктов и заявляет, что к концу первого квартала 2023 года удвоит свою сеть. Продолжить развивать свою сеть за счет партнеров планирует и Wildberries.
В ходе сессии «Малые и средние торговые форматы: стационарные магазины, НТО и ярмарки. Основные проблемы и возможности развития» представители региональных органов власти представили кейсы успешного развития и регулирования торговли в нестационарных торговых объектах и поделились существующими проблемами. По общему мнению, одним из ключевых барьеров является отсутствие эффективного законодательного определения понятий «нестационарный торговый объект», а также не урегулированная мобильная торговля.
Первой представила пример Галина Моисеева, заместитель министра экономического развития Ставропольского края. В регионе активно ведется работа по поддержке НТО и малой торговли, в результате чего удается добиваться положительной динамики в развитии сегмента, что заметно и по поведению потребителей: «Благодаря феномену «гастрономического патриотизма», когда наш покупатель уйдет за своим, родным, в текущем году у нас наблюдается восстановление потребительской активности, растут объемы продаж... В целом структуру региональной торговли формирует несетевая розница, на ее долю приходится 59% товарооборота. Рынки и ярмарки это 9%» – поясняет Галина Моисеева.
В регионе удалось добиться ситуации, когда отрасли НТО принадлежит ведущее место по вкладу в ВРП -14 %, и по объему налоговых платежей - 22%.
В регионе установлен норматив минимальной обеспеченности торговыми объектами на уровне и составляет 64 объекта на 10 тысяч населения и по части НТО он превышен в 3 раза. Места предоставляются предпринимателям на конкурсной основе.
Нормативное обеспечение включает увеличение количества мест для размещения НТО и объектов для осуществления развозной торговли на ярмарках, продление договоров без проведения торгов до семи лет для НТО и до 5 лет для объектов развозной торговли и ярмарок, розничного рынка, предоставление производителям товаров торговых мест на льготных условиях и на безвозмездной основе.
Отдельно проработано поручение по предоставлению мест для размещения НТО для реализации фермерской продукции, продукции российских малых и средних производителей у входа в магазины крупных торговых сетей и торговых центров.
В Ставропольском крае создано 536 ярмарочных площадок, ежегодный рост составляет 10%. Отдельное внимание уделяется торговле плодовоовощной продукции для чего проводятся мероприятия в формате мини-ярмарок, представляя краевым производителям дополнительный канал сбыта. Эти и другие инструменты позволяют избежать дефицита овощей, снизить волатильность цены, социальную напряженность. Кроме того, активное привлечение новых участников торговли в цивилизованные форматы помогло региону найти альтернативу стихийной торговле и снизить ее масштаб.
Тему эффективных мер по развитию малой торговли продолжил Александр Анохин, Первый заместитель Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия. Меры поддержки реализуются регионом в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». Предпринимателям представляются займы разного уровня для кооперативных организаций на сумму до 5 миллионов рублей по ставке от 1 до 9,5% до 3 лет. Оказывается, залоговая поддержка предпринимателям, которые обращаются в коммерческие банки.
Нефинансовые меры поддержки включают юридические и бухгалтерские консультации, в т.ч. по регистрации товарного знака, создания рекламного контента, разработки фирменного стиля. Особое внимание уделялось доведению до предпринимателей информации о мерах поддержки: «Что касается проекта «Бизнес-десант»... у нас республика состоит из 22 районов, и не все знают о мерах поддержки. Сотрудники Министерства экономики, Центр «Мой бизнес», налоговые инспекции, коммерческие банки. Мы выезжали вот таким вот большим бизнес-десантом и до каждого района доводили все меры поддержки, которыми они могли воспользоваться... менялись контактами и люди вовлекались».
В результате работы приток новых малых предпринимателей в подавляющем числе идет в легальном поле, включая формат самозанятых. «Это выход в белую зону, и это потенциальные субъекты МСП, которые уже потом становятся ИП, ООО и так далее, и это возможность развивать свой бизнес. Те, кто обеляются и начинают свой бизнес, а как только они становятся самозанятыми официально, они могут воспользоваться этими мерами поддержки. У нас приток идет большими темпами, мы почти по 80% в год растем по субъектам МСП... Соответственно, мы делаем вывод, что в принципе даже если кто-то ушел (в теневой сектор), то это единицы» – отметил Александр Анохин.
Алексей Панкратов, директор Департамента потребительского рынка Ростовской области, рассказал, что в регионе активно развивается малая торговля, а показатели по обеспеченности достигнуты и продолжают расти. Регион поддерживает малую торговлю, в частности для торговли сельхозпродукцией действует система преференций для размещения НТО, без конкурса предоставляется право размещения и таких точек около 600.
Отдельное направление работы - вовлечение малых предпринимателей в работу цифровых сервисов и систем цифровой маркировки. Разъяснения обеспечиваются как по запросу, так и в ходе инспекции. «Обратилось порядка тысячи предпринимателей. Мы провели работу персонально с каждым, уточнили все их позиции, кто в каком кабинете работает. Видим сложности, потому что это в основном нестационарные объекты, в т.ч. на удаленных, там сельских местностей и прочее» – сообщил Алексей Панкратов.
Обратная сторона ситуации в росте стихийной торговли, через которую в т.ч. реализуется нелегальная продукция. И если на нарушителей-НТО удается воздействовать с помощью нормы о расторжении договора, то против стихийной торговли этот инструмент не действует. «Несмотря на привлечение к административной ответственности, собираемость штрафов недостаточная, также зачастую недостаточен их размер, что ведет к повторным нарушениям. Часто в стихийной торговле задействованы мигранты, несовершеннолетние» – рассказывает спикер, отмечая, что необходимо совершенствование правоприменения для решения проблемы.
Алексей Гусев, министр торговли и услуг Республики Башкортостан, рассказал, что предприятия торговли и общественного питания сегодня имеют те же конференции, что и сельское хозяйство, и промышленность, в частности возможность получения земельного участка без торговли. «У нас сегодня есть одно требование. Объем инвестиций должен быть не менее чем определенный процент от стоимости земельного участка, на который он заработал» – рассказывает спикер.
Меры поддержки также включают обнуление налога на имущество для одного проекта в зависимости от объема инвестиций на несколько налоговых периодов, а также отмену налога на прибыль в части субъекта. Активно практикуется предоставление земли без торгов, под общественное питание, торговые услуги для населенных пунктов меньше 5 тысяч человек.
На сессии «Развитие мобильной торговли: правовой статус фудтраков, административные барьеры, особенности и перспективы» участники отрасли поделились успешными кейсами и эффективными мероприятиями государственных органов, которые позволяют отрасли развиваться, несмотря на объективно сложный период. По мнению участников, экспертное обсуждение ситуации стало важным шагом в ходе работы над принятием отраслевого закона, который востребован участникам рынка.
Сергей Лобанов, заместитель директора Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России, открывая сессию отметил, что, хотя законопроект о мобильной торговле отозван из Госдумы, Минпромторг продолжает, как и ранее, поддерживать этот эффективный формат. Отмечая регионы-лидеры по доле объектов МТО на душу населения, он отметил, что выделяются Московская, Рязанская, Костромская области.
Сергей Морозов, Депутат ГД РФ VIII созыва, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, заместитель руководителя фракции «Единая Россия», поддержал региональные программы развития нестационарной торговли. Спикер поделился выводами, что рост рабочих мест, расширение возможностей оказания качественных услуг населению, развитие малого и среднего бизнеса в регионах — это результат тесного сотрудничества местных властей и предпринимателей. Он призвал региональные власти активно продвигать программы поддержки МТО в рамках существующих полномочий и уже принятых законов, не дожидаясь изменения условий федеральными органами власти. Отдельно он подчеркнул необходимость более жесткого регламентирования в вопросе качества изготовления МТО, соответствия их нормам санитарной и пожарной безопасности, принятия технических нормативов для фудтраков и других объектов мобильной торговли.
Несмотря на актуальность ключевых проблем мобильной торговли, в ряде регионов применяются успешные решения, которые помогают отрасли развиваться. Так, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области Кирилл Григорьев представил результаты программы развития МТО в Московской области. В ходе нее выработана система выбора и оформления мест для размещения мобитраков и других объектов МТО на муниципальных землях, кардинально сокращены бюрократические процедуры, сняты многие барьеры, которые мешали МСБ активно развивать нестационарную торговлю. В результате только за первые 10 месяцев 2023 года рост числа размещенных МТО на территории Московской области составил 567% по сравнению с 2022 годом. Кроме того, были созданы тысячи рабочих мест, открыто более 500 новых субъектов МСП. Его дополнила Людмила Лисятникова, начальник Управления поддержки и развития предпринимательства Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области, которая рассказала о новых условиях льготного финансирования и предоставления субсидий для предпринимателей, которые хотят активно развивать нестационарную торговлю, включая программу предоставления кредитов субъектам МСП с дополнительными скидками.
Новые меры поддержки развития малого и среднего бизнеса в виде льготного размещения МТО и специальных программ финансирования и субсидирования на территории Ленобласти презентовала Светлана Нерушай, председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области.
Приводя пример успешного бизнеса в отрасли, основатель сети фудтраков «1FF» Ханун Бенагуев, рассказал о развитии сети объектов стрит-фуда в Санкт-Петербурге и Московской области, которая к концу 2023 года будет обладать 20 мобитраками в 2 регионах и уже обладает двумя фабриками-кухнями.
В Республике Башкортостан действует программа развития МТО, позволяющая не только получить льготное финансирование для МСБ, но и субсидии до 15 миллионов рублей на приобретение мобитраков, сообщил Алексей Гусев, министр торговли и услуг Республики Башкортостан. Помимо этого, в регионе планируется открытие завода по производству прицепов компании «MOBITRUCK» с инвестициями более 115 миллионов рублей.
В рамках сессии «Реализация подакцизных товаров: последние тенденции, перспективы и особенности» участники обсудили как усложнение условий продажи табачной и никотинсодержащей продукции, так и нормы, направленные на развитие рынка отечественной алкогольной продукции, в том числе как поле для работы нового отраслевого регулятора.
Сергей Рябухин, первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, выступил с анализом ситуации в части борьбы с нелегальным оборотом табака.
«Объем ущерба бюджету России составил около 82 миллиардов рублей за 2022 год, поскольку доля нелегального оборота сигарет составила 12,2%» - сообщил спикер. В то же время была представлена информация о ряде мер нормативно-правового характера, направленных на решение проблем нелегальной торговли табачными изделиями.
Особый упор был сделан на предложениях Совета Федерации, подготовленных в рамках парламентских слушаний о проекте бюджета на предстоящий трехлетний период, содержащих рекомендации Правительству рассмотреть вопрос о зачислении 5% доходов от акцизов на табак в региональные бюджеты.
Кроме того, Сергей Николаевич сообщил слушателям о работе над законопроектом № 448566-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятым Государственной Думой в первом чтении 17 октября.
«В случае принятия законопроекта будут дополнительно проиндексированы ставки акцизов на 2024 год на табачную и на винодельческую продукции.
Наш комитет занимает сбалансированную, осторожную позицию по вопросу повышения таких акцизов, поскольку их резкое повышение может привести к росту контрафакта. Исключением стали жидкости для электронных сигарет, поскольку необходимо сблизить уровни налогообложения акцизами табачной продукции с жидкостями для электронных сигарет. Поэтому на такие жидкости предлагается повысить ставки акцизов сразу в два раза», - добавил Сергей Рябухин.
Тему борьбы с нелегальной табачной и никотинсодержащей продукцией продолжил Артём Кирьянов, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике. По его данным, ущерб бюджету от теневого сектора составил около 100 млрд. руб., доля нелегальной продукции только в части сигарет составляет до 20% рынка. Ключевой проблемой спикер обозначил дисгармонию в акцизной политике на территории ЕАЭС, которая наносит дополнительный удар по рынку при росте внутреннего акциза. Это особенно заметно на рынке вейпов: «Повышение (акциза) в два раза может привести к дополнительным сборам в бюджет, а может к тому, что достаточно новые отрасли, которые сегодня работают и так обременены сборами, уйдут с рынка, и мы будем с вами бороться уже не с тем, чтобы вейпы попадали в руки несовершеннолетних, а с тем, чтобы с этими вейпами организованная преступность не продавала в комплекте наркотики» - сообщил парламентарий. Артем Кирьянов отметил, что работает с законопроектом, который должен сбалансировать текущую ситуацию. Действенным инструментом он назвал цифровую маркировку, которая обеспечивает контроль за оборотом.
«В целом, надо отметить, что мы не можем при всем желании запретить ни алкогольные, ни табачные, ни никотинсодержащие изделия в полном объеме так, чтобы они не присутствовали в жизни человека», - отметил Артем Кирьянов, обозначив, что главная цель – вытеснить с рынка теневой сектор для того, чтобы иметь контроль за регулированием подакцизных товаров: «Вытеснить с рынка» черную экономику, которую мы не видим, которую мы не можем контролировать ни с точки зрения финансовых потоков, ни с точки зрения качества продукции. Это самая серьезная задача такого баланса для исполнительной власти и законодательства».
Сергей Алтухов, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике рассказал о законодательных инициативах в сфере онлайн торговли российскими винами:
«В законодательном портфеле Думы есть правительственный законопроект о проведении в ряде регионов эксперимента по дистанционной продаже вин российских производителей. Концепция одобрена нашим Экспертным советом и комитетом в целом. Считаю, что это даст возможность отечественным производителям вин познакомить широкий круг потребителей со своей продукцией,» - рассказал парламентарий.
Другим важным шагом спикер видит поддержку российских производителей на полках магазинов. Сергей Алтухов отметил, что инициатива по выделению 50% полки в офлайн-рознице уже обсуждалась с экспертами и профильными министерствами.
Ещё одним объектом законодательной работы является снижение стоимости лицензии на торговлю алкоголя в сельских населенных пунктах, что позволит сельским предпринимателям торговать легально и очистит рынок от контрафакта. Также на базе межфракционной рабочей группы прорабатываются предложения по регулированию деятельности «наливаек» в многоквартирных домах.
Владислав Заславский, директор Департамента цифровой маркировки, легализации оборота Минпромторга России рассказал о реформе межведомственной контрольно-надзорной деятельности, которая проводится под эгидой Минэкономразвития. Ее необходимость вызвана тем, что эффективное регулирование оборота табака и алкоголя необходимо, т.к. это «две огромные отрасли, которые суммарно дают более триллиона рублей акцизов, очень чувствительные для экономики со всех сторон и для жизни граждан и здоровья». И ведомство активно развивает инструменты противодействия нелегальной торговле на базе системы риск-ориентированного подхода, внедренного в работу ведомства на федеральном и региональном уровне, активно развивает использование цифровых информационных систем.
Однако в текущем году была продолжена работа по усилению применения контроля цифровой маркировки через систему «Честный знак» и развитию нормативной инфраструктуры борьбы с нелегальным оборотом, включая налаживание связей между органами власти и надзорными органами:
«(Если вы) По утвержденным индикаторам риска придете в прокуратуру, у прокуратуры будет минимальное количество оснований для отказа, если это все будет встроено в сложенную логичную нормативную цепочку». Реорганизация нового регулятора логично вписалась в систему работы Минпромторга России по защите легального рынка.
Одной из ключевых целей является эффективный мониторинг и точечные мероприятия по борьбе с теневым сектором: «Проверок должно быть меньше, но они должны быть все эффективными, со стопроцентной эффективностью».
Ян Витров, руководитель офиса главного конструктора центра развития перспективных технологий - оператора государственной системы маркировки «Честный знак», отметив, что система на текущий момент внедрена, либо внедряется уже практически в 20 товарных группах, а технологическая составляющая продолжает совершенствоваться.
«Инструмент, который будет внедряться со следующего года – «запретительная касса». При продаже продукции потребителям с помощью контрольно-кассового узла есть возможность проверить эту продукцию. Если о ней есть информация, которая говорит о том, что эта продукция либо нелегальна, либо некачественна, такую продажу можно исключить».
Яна Плешакова, представитель компании ITMS, отметила сложности, с которыми столкнулся рынок вейпов и электронных систем доставки никотина из-за изменений в регулировании. «Беспрецедентное повышение акциза на эти категории может стать губительным для легального сегмента», - отметила спикер, - «Уже сейчас, как мы понимаем по оценкам ННЦК, 80% рынка является нелегальным. Если же акциз будет увеличен в два раза, мы прогнозируем, что в следующем году эта цифра станет больше 95%».
Яна Плешакова отметила, что в случае, если акцизная политика будет сбалансированной, а комплексное применение существующих инструментов по надзору за рынком, включая систему цифровой маркировки, эффективным – негативный тренд на рост нелегального сегмента можно остановить.
В финале обсуждения оборота участники высказали серьезную озабоченность рядом имеющихся региональных законодательных инициатив по введению запрета продажи табачной и никотинсодержащей продукции в нестационарных павильонах. По их мнению, это не соответствует федеральному законодательству и несет высокие риски существенного ухудшения условий работы малого бизнеса. Принятие подобного запрета приведет к значительному сокращению легального торгового сектора и кратно повысит риски роста нелегальной торговли. Участники форума выступили с обращением к «ОПОРЕ РОССИИ» и Минпромторгу России оказать содействие в разрешении данного вопроса.
Исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслав Мамонтов отметил: «Необходимо, чтобы пивоваренная отрасль регулировалась отдельным законом ввиду ее специфики, отличных технологических процессов и оборудования, а также высокой степени вертикальной интеграции. Индустрия также оказывает влияние на развитие смежных отраслей, создает в них рабочие места, например, в сельском хозяйстве. Отметим, до распространения 171-го закона на пивоваренную индустрию, она развивалась динамично, в то время как сейчас мы наблюдаем обратную динамику. Необходим комплексный подход, который позволит развивать и регулировать не только пивоварение, но и смежные с ним категории, в частности хмелеводство. Кроме того, такой подход позволит разрабатывать и интегрировать эффективные меры борьбы с нелегальным рынком, который, по оценкам экспертов, составляет около 10% и продолжает расти. В частности, необходимо обеспечить эффективные меры контроля продажи конечному потребителю, установить счетчики на все линии розлива вне зависимости от производимых объемов, ввести терминологию в отношении разливного пива и контроль деятельности так называемых “наливаек” и другое. Также благодаря отдельному закону можно адресно обращать внимание регулятора на другие значимые для индустрии задачи и доносить позиции в отношении неэффективных и опасных для инструментов, таких как, например, МРЦ».
|