Малый бизнес одной рукой гладят, другой — погоняют


13 Ноября 2012

На фоне разговоров властей о стремлении улучшить инвестиционный климат в России из малых предпринимателей продолжают выжимать последние соки. На сей раз под ударом оказались владельцы торговых помещений в так называемом «подуличном пространстве», проще говоря, палаток в переходах. Никто из них не может быть уверенным наверняка, будет ли существовать источник его заработка завтра.

palatki_v_perehodah.jpg

Проблемы у владельцев нестационарных объектов начались еще в 2008 году, с принятием поправок в Федеральный закон «О защите конкуренции». Изменения, в том числе, гласили, что арендовать несколько квадратных метров земли в переходе, напрямую договорившись с арендодателем, больше нельзя. Нужно выигрывать конкурс.

Эти же изменения, кроме того, предполагали, что для малого бизнеса, который уже много лет работает на «насиженных» местах, должны быть введены преференции в виде переходного периода. Арендовать свое место они могут продолжать и без участия в конкурсе до 1 июля 2015 года.

И все было ничего, пока московские власти не объявили тотальную борьбу за эстетический вид улиц столицы. Тогда в спешке было выпущено широко известное в кругах киоскеров постановление столичного правительства №26-ПП, которое в одночасье изменило всю устоявшуюся систему взаимоотношений мэрии и арендаторов.

Последствия принятия документа обрушились ураганом на всех многострадальных представителей малой наземной торговли. Драматические сцены повсеместного сноса палаток свежи в памяти москвичей до сих пор.

Иначе сложилась ситуация с палатками, находящимися в подземных переходах. Для них вступление в силу постановления стало бомбой замедленного действия. Дело в том, что законодатели то ли забыли, то ли поленились прописать четкие правила существования и для них, обмолвившись лишь, что размещение их киосков производится «на основании договора аренды и иных договоров в соответствии с гражданским законодательством».

Такая вольная трактовка закона обернулась весьма неприятным для предпринимателей положением. Ни один из них не может быть уверенным, что его бизнес не разнесут в щепки по воле власть имущих без суда и следствия.

Властные горизонтали

С юридической точки зрения, бетонный пол, который арендуют владельцы киосков, является как раз «частями сооружений», на которые правила постановления распространяются весьма расплывчато. Сооружения эти находятся в собственности города Москвы (городского правительства). А на правах хозяйственного ведения и оперативного управления ими управляют ГУП «Московский Метрополитен» и ГБУ «Гормост».

И со временем с арендой пола стали возникать все большие проблемы.

Ныне действующие договоры аренды были заключены еще в начале 2011 года. Тогда был разработан документ «Основные направления городской политики в области развития розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг в подуличном пространстве». И в соответствии с «направлениями» Межведомственная комиссия (МВК) по вопросам потребительского рынка при правительстве Москвы 29 декабря 2011 года и 24 мая 2012 года поручила договоры продлить до 2015 года: если киоски платят налоги и содержат переходы в хорошем состоянии, зачем их сносить. Но между владельцем и управляющими переходами тут возникло непонимание. Продление договоров с тех пор так и не состоялось.

На каждом ларьке или киоске в подземном переходе до сих пор можно увидеть цветные листки бумаги. Это «разрешения на право осуществления коммерческой деятельности» и «разрешения на право размещение объекта торговли». Документы эти так же были упразднены 26-м постановлением московского правительства. Однако арендаторы раз в три месяца их получают, отстаивая очереди и принося с собой полный пакет документов, — рассказывают в Ассоциации организаций «Арендаторы подземных пешеходных переходов».

«Есть желание собственника, города Москвы, но почему-то «Московский метрополитен» и «Гормост» не принимают соответствующих решений, ссылаясь на указания подразделений, которым они подчиняются. Чья должна быть воля, чтобы договора были продлены? Нам не очень понятно, нужен ли властям малый бизнес или нет? Ведь сейчас встает вопрос о существовании этого бизнеса в целом. Ведь малая розничная торговля — один из самых больших его сегментов. А в последние 10 лет его неукоснительно сводят на нет. Стоит лишь взглянуть на последние данные на легально действовавшие объект, которые были ликвидированы», — говорил один из руководителей ассоциации во время проведения Круглого стола.

В московском правительстве ситуацию действительно требуют исправить. За предпринимателей вступаются Департамент торговли и услуг и Департамент ЖКХ Москвы. Однако «Московский Метрополитен» и «Гормост» ссылаются в ответах на Департамент имущества, которому сами непосредственно подчиняются. И пишут ответы, вроде «решение МВК не является основанием для перезаключения договора». Возникает ощущение, что чиновники с разных этажей не могут между собой договориться.

Не повлияли на титульных управленцев ни наставления федеральной, ни местной антимонопольной службы, ни прокуратуры.

Лукавство во спасение

На прошлой неделе в Московской Торгово-промышленной палате состоялся Круглый стол, на который пришли как представители многострадальных подземных киосков, так и представители ГУП «Московский Метрополитен» и ГБУ «Гормост».

Последние нашли новый оригинальный ход. Договоры аренды перезаключать не надо. Ведь большинство из них истекли, и по Гражданскому кодексу они таким образом автоматически переводятся в разряд бессрочных.

Представители обоих структур настолько уверенно говорили об этом, что, казалось, убедили всех присутствующих разгневанный предпринимателей, что их будущему ничего не грозит, и сносить киоски в ближайшее время никто не собирается. Однако в зале нашлись «подкованные» юристы и на стороне киоскеров. Они обратили внимание, что бессрочный договор любая из сторон может расторгнуть без объяснения причин, лишь уведомив за три месяца своего партнера.

Cледует вывод, что для того чтобы прийти и закрыть киоск, оставив без заработка и его владельцев, и весь обслуживающий персонал (продавцов, уборщиков, охранников и так далее), нужно лишь предупредить их об этом за три месяца. А если те будут сопротивляться, то возможно похитрить с разрешениями и ускорить процесс.

Таким образом, представители малого бизнеса получили очередной лукавый ответ: вроде, не ложь, но и ни слова по существу, которые бы успокоили предпринимателей.

В итоге, Сергей Иванов, начальник отдела имущественно-земельных отношений и инвестиций «Московского Метрополитена», сообщил: «Мы вынуждены продлевать (договоры. — «МК») на тот срок, на который в состоянии продлить. Если бы были четкие правила игры, мы бы оформили документы. Никто не намерен выгонять (представителей малого бизнеса. — «МК»), но должны быть правила игры, которые устроят бизнес, город и нас», что, пожалуй, характеризует позицию обоих управляющих переходами.

Под четкими правилами игры, полагаю, понимается точно прописанная формулировка закона. В частности, того самого постановления московского правительства №26. Так что же получается, г-н Иванов сам себе противоречит?

Что дальше

«Четкие правила» прописывать собираются. В тот же день, когда проходил Круглый стол, Департамент торговли и услуг опубликовал концепцию изменений в злосчастное постановление.

«Стоит задача выстроить единую торговую политику, — говорит Никита Кузнецов, заместитель руководителя департамента. — Пожалуй, самое важное — в форме закона будут приняты постановления МВК, которые обяжут продлить договоры аренды как минимум до 2015 года.»

Кроме того, вся мелкорозничная торговля будет осуществлять свою деятельность по отдельным правилам и стандартам, будет введена спецификация торговых объектов: в переходах должны продаваться товары, сопутствующие поездке.

Еще один пункт — будет подниматься арендная плата. Жаркие споры по поводу этого пункта заняли чуть ли не половину Круглого стола, посвященного юридическим вопросам. И это тема для отдельного материала.

А тем временем неизвестно, как долго будет обсуждаться новая концепция и сколько еще людей могут лишиться своего бизнеса. Так что неудивительно было наблюдать, как по ходу Круглого стола прибывало все больше людей в футболках с надписью «Скорбим по малому бизнесу».

Материал: Василий Миронов

Фото: Кирилл Искольдский

Источник: MK.RU


Возврат к списку