Колонка президента
Поиск
ГИГАНТОМАРКЕТЫ НАСТУПАЮТ И ВЫИГРЫВАЮТ
Новости о строящихся торговых гигантах мелькают в СМИ с завидной регулярностью. В последней из увиденных новостей масштаб застроек поражает и навевает мысли о гигантомании. Такими темпами через лет 50 мелкорозничная торговля сохранится только в музеях в виде уютных черно-белых фотографий.
А пока стоит напомнить, что форматы торговли бывают разные: большие, средние, малые. Супер- и гипермаркеты призваны предлагать максимальный ассортимент по минимальным ценам. Магазины у дома — возможность купить что-то на вечер, не садясь в машину. Ну и так далее.
Почти во всем мире торговля регулируется государством. Прежде всего, это делается в целях защиты малого и среднего бизнеса. У сетевого ритейла затраты на аренду, администрирование, логистику гораздо ниже, чем у других форматах; не говоря уже о том, что и товары он получает по существенно более низким ценам, да еще с большой отсрочкой. Если сети не подвергать разумному ограничению — они просто поглотят всю остальную торговлю, а потом, со всеми вытекающими последствиями, и друг друга. Именно для сдерживания сетей в первую очередь и существует антимонопольное законодательство, позволяющая сосуществовать разным форматам торговли и делающая ее более разнообразной и удобной для людей.
Во многих странах законодательство запрещает строить гипермаркеты в черте города. Едва ли не в большинстве европейских стран крупным магазинам запрещено работать в воскресенье и в субботу после обеда. Во многих странах (причем отнюдь не только в Европе) сетевой ритейл не торгует сигаретами, а где-то — и спиртным. Эти группы товаров отданы среднему или, чаще, малому бизнесу.
У нас — все ровно наоборот. Сетям можно все. Можно строить магазины, где хочешь; невзирая на перманентные причитания об ухудшении транспортной ситуации. Можно работать круглосуточно. Об ограничении ассортимента речи не идет.
И — наоборот. Если вдруг законодатель решил ограничить что-нибудь в торговле, то с неизбежностью восхода солнца речь пойдет о малом бизнесе. Вот, решили, что потребителю слишком доступно пиво. Что будем делать? Понятно что — запретим его продавать нестационарным торговым объектам. Выяснили, что в России много курят. Начали ровно с того же: с попытки запретить торговать табаком малому бизнесу.
В прошлом году в Мосгордуме обсуждался проект запрета торговли спиртным для магазинов площадью до 100 кв. метров, а в перспективе — до 200. Дальше профильной комиссии дело пока не пошло, но мысль, как говорится, понятна. В некоторых регионах периодически возникает вопрос о запрете малому бизнесу торговать рыбой, периодически муссируются темы с еще какими-то ограничениями.
Но заметьте — никто и никогда не предлагает что-либо запретить крупному ритейлу. Не конкретной сети за какие-то нарушения (как недавно была приостановлена лицензия на алкоголь у подмосковных «Ашанов»), а в принципе, как торговому формату.
Почему, интересно? У нас ведь чиновники и законодатели так любят ссылаться на пример Европы. А там ничего подобного и в помине нет: нигде — ни в Старой Европе, ни в Новой, сетевой ритейл не чувствует себя так вольготно. А учитывая общероссийскую кампанию по уничтожению рынков — так и вообще припеваючи.
Все мы ездим в супермаркеты. Но действительно ли мы хотим, чтобы они остались единственным розничным продавцом, чтобы у них не осталось конкурентов? Ну, то есть — совсем не осталось. Потихоньку, не без колебаний и сбоев, но более-менее осознанно, мы идем ровно к этой модели; прямо скажем — невиданной ни в одной цивилизованной стране.
Источник: ЭХО Москвы
|