Наша деятельность



Дешевый популизм, или Как один закон может лишить бизнеса более 100 тысяч предпринимателей

Нет, конечно, общая схема работы с документами, «данная нам в ощущениях» — новости, обсуждения... — понятна. Появилась инициатива, создали группу, работающую над тем или иным проектом, инициаторы (видимо, в зависимости от общего уровня развития) привлекают или не привлекают к работе над документом экспертов, потом Госдума... Первое чтение, а может быть и не только первое... Совет Федерации... и президент...

Но почему-то кажется, что на каждом из этих этапов к каждой из законотворческих инициатив должно прилагаться экономическое обоснование. Ведь в конечном итоге принятые или не принятые законы или поправки в законодательные акты — это деньги, рабочие места, уровень благосостояния тех людей, которые живут в этой стране. Может быть, экономическое обоснование к обсуждаемым законам и прикладывается, просто мы об этом не знаем? Но тогда, извините, всё выглядит еще более странно.

Наверняка, многие уже слышали, а кто-то и читал о том, что с 1 января 2013 года вступит в силу запрет продажи любой алкогольной продукции крепостью более 0,5%, включая пиво, в объектах нестационарной торговли. Может быть, уже слышали и о том, что законопроект, который активно сейчас продвигает Минздравсоцразвития, «О защите населения от последствий потребления табака» предлагает запретить торговлю табачной продукцией в нестационарных торговых объектах и стационарных торговых объектах площадью менее 50 кв. м.

Вовсе не хочу сказать, что курить полезно. Курить вредно. И многие инициативы, которые содержатся в том числе и в законопроекте Минздравсоцразвития, имеют право на существование. Курильщики должны получить возможность курить, это их выбор, а некурящие должны получить возможность не дышать табачным дымом. Но речь не об этом.

Речь о том, что забота о «здоровье нации» уж точно не может быть связана с дискриминацией того или иного бизнеса, например, в зависимости от его размера. Кстати, размер в этом случае — категория абсолютно относительная. Мы так привыкли к тому, что у нас есть цивилизованная розничная торговля, что при виде гипермаркетов почему-то начинаем считать их главными героями розничного рынка. Между тем, по данным Росстата, оборот всей розничной торговли в 2011 году составил 19,1 триллиона рублей. Из них на продажу продуктов питания, включая напитки и табачные изделия, приходится 47,5%. Это чутьболее 9 триллионов рублей. Но при этом крупные розничные сети генерируют лишь 23% от оборота пищевых продуктов. Примерно 2 триллиона рублей. Всё остальное приходится на независимый розничный бизнес. То есть 7 (СЕМЬ) триллионов рублей составил в 2011 году оборот традиционной розницы. А это кроме небольших магазинов — киоски, торговые павильоны, ярмарки...

Теперь еще несколько цифр. От 40 до 70% оборота мелких торговых точек приходится именно на торговлю пивом и табаком. И примерно 75% объектов мелкой розничной торговли имеют площадь менее 50 кв. м. Несложно предположить, чем именно обернется запрет на продажу алкогольной продукции и табачных изделий для мелкой розничной торговли.

По данным того же Росстата на начало 2011 года в России насчитывалось 117 000 киосков и 95 000 павильонов. Если оборот сократится в среднем на 55%, сколько из них продолжат работать? А значит на улице окажутся и те люди, которые работают в мелких торговых точках (в ларьках это чаще всего 2-3 человека, умножаем на 117 тысяч — и получаем армию, даже если закроется только половина киосков), и сами предприниматели, которые, кстати, год от года вкладывали свои кровно заработанные еще и в благоустройство территорий, дорожки, цветочки и газоны... Прибавится ли здоровья у этих уволенных и лишившихся бизнеса?

А вот количество курильщиков, если уж говорить честно, благодаря этим инициативам не снизится. Интересный факт: закрытие 1 500 киосков в Санкт-Петербурге за последние пять лет не привело к сокращению курения. По данным исследовательского агентства Nielsen, продажи сигарет в Санкт-Петербурге снижались вдвое медленнее, чем по России в целом. Да, за сигаретами нужно будет ходить в супермаркет или в гипермаркет. Но купят при этом совершенно точно не одну пачку, а впрок — блок, два, три... кому как финансы позволят. А для тех, кто поленится идти до супермаркета, тут же появятся «таксисты», только не с водкой, а с сигаретами в багажнике. Будут ли эти сигареты легальными или это будет контрафакт? Еще один вопрос, ответ на который, пожалуй, и не требуется.

Вообще, «на собрания я не хожу и ничего не член», как говорил один из героев Андрея Платонова, но в субботу в силу профессии я побывала на... митинге. Всероссийском митинге в защиту прав предпринимателей и малого бизнеса. Основными участниками митинга стали предприниматели-киоскеры, без преувеличения, практически со всей России: из Липецка, Воронежа, Новосибирска, Калининграда, Перми, Владивостока, Москвы, Санкт-Петербурга... По сути эти люди всего лишь хотят, чтобы им оставили возможность работать.

Я могу понять, когда крупные корпорации в рамках повышения эффективности работы компаний проводят сокращение штата сотрудников, но понять, как может государство всерьез обсуждать законодательную инициативу, лишающую работы более сотни тысяч граждан, понять почему-то не получается.



P. S. Ни в коем случае прошу не считать этот пост рекламой и пропагандой употребления табака и алкоголя. А для тех, кто все-таки так посчитает, пусть постскриптум станет «надписью площадью 10%» о вреде употребления табака и алкоголя от площади публикуемого текста :-)
Адрес оригинала:  http://www.liveretail.ru/articles.php?id=3484
Источник:  LiveRetail

Возврат к списку