В первом чтении принят законопроект «О внесении изменений в статьи 10.6 и 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
В первом чтении принят законопроект «О внесении изменений в статьи 10.6 и 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
25 Марта 2025
В первом чтении принят законопроект https://sozd.duma.gov.ru/bill/650932-8 «О внесении изменений в статьи 10.6 и 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Из пояснительной записки к законопроекту:
"Интернет-сайты, социальные сети и сервисы обмена мгновенными сообщениями стали одним из крупнейших и быстро растущих каналов распространения контрафактной и контрабандой табачной и никотинсодержащей продукции по низким ценам. В отношении данной продукции действует прямой запрет на торговлю табачными изделиями и никотинсодержащей продукцией дистанционным способом (п. 3 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ), однако его правоприменение крайне затруднено.
Проблема с онлайн торговлей сигаретами и никотинсодержащей продукцией носит системный характер и достигла широких масштабов.
При этом правила, действующие в отношении продажи алкогольной продукции, никак не влияют на обязанность владельцев сайтов и интернет-ресурсов выявлять и предотвращать распространение на принадлежащих им интернет-площадках предложений о реализации табачной и никотинсодержащей продукции. В результате, они не выявляют данный противоправный контент, а процедура его удаления посредством обращения в Роспотребнадзор и Роскомнадзор очень длительная и далеко не всегда приводит к успеху. Блокировка интернет-сайта по суду за предложения о продаже табачной и никотисодержащей продукции (в 99% случаев контрафактной или контрабандной) занимает от 3-х месяцев.
С одной стороны, механизм противодействия проблеме существует, а с другой, этот механизм крайне проблематично применять. В то же время есть вполне действенный, удобный и эффективный механизм внесудебной блокировки интернет-ресурсов, предлагающих к продаже алкоголь, установленный Федеральным законом № 149-ФЗ.
Предлагаемый проект федерального закона «О внесении изменений в статью 10.6 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – законопроект), по аналогии с действующей нормой в отношении алкогольной продукции, должен решить задачу устранения из общедоступного информационного пространства информации, распространение которой запрещено в соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».
Аналогичные нормы, реализованные в Федеральном законе № 149-ФЗ в отношении алкогольной продукции, также запрещенной к розничной торговле дистанционным способом, показали свою эффективность, в частности, в пресечении и предотвращении торговли через маркет-плейсы.
Проблема незаконного оборота табачной и никотинсодержащей продукции обсуждается уже несколько лет. Благодаря усилиям государства был сформирован полноценный инструментарий для эффективной борьбы с незаконным рынком. Однако незаконная торговля продолжает процветать по всей России, включая Приволжский федеральный округ. По различным оценкам, доля незаконного оборота табачных изделий в Приволжском федеральном округе превышает 11%.
В рамках проведения круглого стола планируется проанализировать сложившуюся ситуацию и обсудить, что необходимо сделать для эффективного правоприменения сформированного инструментария по противодействию нелегальной торговле табаком и никотинсодержащими изделиями.
На мероприятии присутствуют представители четырех регионов Приволжского федерального округа. Круглый проводится совместно с Торгово-промышленной палатой Республики Татарстан.
Владлен Максимов - председатель Комиссии по малоформатной и мобильной торговле ОПОРЫ РОССИИ, вице-президент Ассоциации «НП «ОПОРА»
Поговорим о том, что ожидает предпринимателей в сфере торговли и особенно малый бизнес в 2019 году. Обсудили законодательные инициативы, тенденции и перспективы
6 июня одним из первых мероприятий Недели Российского Ритейла стала стратегическая сессия «Малые форматы торговли: перспективы развития. Лучшие региональные практики»