В первом чтении принят законопроект «О внесении изменений в статьи 10.6 и 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»


25 Марта 2025

В первом чтении принят законопроект https://sozd.duma.gov.ru/bill/650932-8 «О внесении изменений в статьи 10.6 и 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Из пояснительной записки к законопроекту: 

"Интернет-сайты, социальные сети и сервисы обмена мгновенными сообщениями стали одним из крупнейших и быстро растущих каналов распространения контрафактной и контрабандой табачной и никотинсодержащей продукции по низким ценам. В отношении данной продукции действует прямой запрет на торговлю табачными изделиями и никотинсодержащей продукцией дистанционным способом (п. 3 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ), однако его правоприменение крайне затруднено. 

Проблема с онлайн торговлей сигаретами и никотинсодержащей продукцией носит системный характер и достигла широких масштабов. 

При этом правила, действующие в отношении продажи алкогольной продукции, никак не влияют на обязанность владельцев сайтов и интернет-ресурсов выявлять и предотвращать распространение на принадлежащих им интернет-площадках предложений о реализации табачной и никотинсодержащей продукции. В результате, они не выявляют данный противоправный контент, а процедура его удаления посредством обращения в Роспотребнадзор и Роскомнадзор очень длительная и далеко не всегда приводит к успеху. Блокировка интернет-сайта по суду за предложения о продаже табачной и никотисодержащей продукции (в 99% случаев контрафактной или контрабандной) занимает от 3-х месяцев. 

С одной стороны, механизм противодействия проблеме существует, а с другой, этот механизм крайне проблематично применять. В то же время есть вполне действенный, удобный и эффективный механизм внесудебной блокировки интернет-ресурсов, предлагающих к продаже алкоголь, установленный Федеральным законом № 149-ФЗ.

Предлагаемый проект федерального закона «О внесении изменений  в статью 10.6 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – законопроект), по аналогии  с действующей нормой в отношении алкогольной продукции, должен решить задачу устранения из общедоступного информационного пространства информации, распространение которой запрещено в соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции». 

Аналогичные нормы, реализованные в Федеральном законе № 149-ФЗ в отношении алкогольной продукции, также запрещенной к розничной торговле дистанционным способом, показали свою эффективность, в частности, в пресечении и предотвращении торговли через маркет-плейсы.

Возврат к списку