3 декабря 2019 года в Минпромторге России прошел форум «Малый и средний ритейл России». I часть. Обсуждение Стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2025 г. и лучших региональных практик России


10 Декабря 2019
3 декабря 2019 года в Минпромторге России прошел  форум «Малый и средний ритейл России». I часть. Обсуждение Стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2025 г. и лучших региональных практик России

Министерство промышленности и торговли РФ и Ассоциация малоформатной торговли (АМТ) при поддержке Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» провели 3 декабря 2019 года в Минпромторге России важный для бизнеса и власти  форум «Малый и средний ритейл России».

Модераторами форума выступили – директор Департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли РФ Никита Кузнецов и президент АМТ, вице-президент «НП «ОПОРА» Владлен Максимов.

Открывая форум, статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, рассказал, что Минпромторг РФ рассчитывает внести в Правительство проект Стратегии развития торговли в РФ до 2025 года в первом квартале 2020 года. «Мы разработали Стратегию развития торговли Российской Федерации до 2025 года, которая предполагает поступить в распоряжение Правительства, но уже в новом году. Торговые вопросы вызывают очень много дискуссий, суждений, эмоций, и нам бы хотелось, чтобы как можно больше пожеланий предпринимательского сообщества было учтено в разработке этой Стратегии». Евтухов также сообщил, что в России планируется активно развивать формат ярмарок, направленный на продвижение малых форм торговли и некрупных сельхозпроизводителей. Заместитель министра отметил, что ситуация во многих городах уже изменилась, лед тронулся – и сейчас малые торговые форматы – это не отсылка в 90-е годы; малая розница только украсит город и сделает его комфортным.

Сергей Беляков, председатель президиума Ассоциаций компаний розничной торговли (АКОРТ) отметил, что Стратегию написана нормальным человеческим языком, понятна роль, которая отводится торговле, понятен взгляд регулятора. «Одним из плюсов Стратегии является то, что меры по поддержке направлены на все форматы торговли, и не создаются искусственные преференции для кого-то одного формата. Торговля – это многоформатный вид деятельности, и мы со своей стороны, безусловно, поддерживаем развитие малых форматов торговли». Также он считает, что благодаря новому проекту Правительства – «регуляторной гильотине» – нас ждут положительные сдвиги.

О том, что торговля сейчас живет в эпоху глобальных перемен, рассказала Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ: «Нам всем необходимо понять, как сделать так, чтобы любой формат торговли успел подготовиться к переменам. Стратегия развития торговли могла бы справиться с этой задачей». Также она отметила, важность сохранения и развития магазинов формата «у дома».

Максим Титов, Директор Департамента регулирования рынков АПК Министерства сельского хозяйства РФ сообщил, что за последнее время проявилась тенденция увеличения оборота сельскохозяйственной продукции в федеральных торговых сетях, что соответствует в целом общемировой практике. В то же время небольшим производителям агропродукции трудно пробиться на сетевые полки, для них основной канал сбыта – малоформатная торговля. «Поэтому здесь для нас важно, чтобы в Стратегии были закреплены некие целевые показатели по развитию малоформатной несетевой торговли, - сказал Титов. - Нужны целевые ориентиры, к которым необходимо двигаться». При этом он подчеркнул, что Минсельхоз поддерживает предусмотренную в проекте Стратегии политику поддержки развития всех форматов торговли.

Андрей Шубин, исполнительный директор «ОПОРЫ РОССИИ» отметил, что особенно важно, в том числе и с помощью механизмов, отраженных в Стратегии, помогать российским производителям проникать в различные форматы торговли.

Ирина Бажанова, министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области рассказала участникам форума о тенденции к увеличению НТО на севере и про развозную торговлю в труднодоступных районах: «Автолавки в сельской местности – это жизненно необходимая вещь».

Максим Останин, заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области сказал, что их регион уже давно пользуется положениями Стратегии, но что также важно рассмотреть в ней развитие торговли именно в приграничных регионах. Виолетта Калмыкова, заместитель председателя Комитета по промышленности и торговле Волгоградской области также высказалась в поддержку Стратегии.

Никита Кузнецов, директор Департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли РФ, выступил с краткой аннотацией основных положений Стратегии. «Главная цель Стратегии, подчеркнул он, -  развитие многоформатной инфраструктуры, востребованность любого формата определяется готовностью бизнеса к открытию новых объектов». Также Никита Кузнецов отметил, что малая торговля в России обросла мифами, которые мешают даже больше самих проблем, однако киоски и автолавки, рынки и ярмарки – это необходимый элемент комфортной городско среды и здоровой экономики. Далее он рассказал про лучший зарубежный опыт, отметив при этом, что и в российских регионах есть прекрасные образцы нестационарных торговых объектов, кафе, магазинов на первых этажах, ничем не уступающих западным аналогам. При этом в тех регионах, где власти хотят развивать малую торговлю, они, даже и в отсутствии федерального законодательства, находят юридические механизмы это делать.

Участники форума также обсудили также проблемные регионы и города России, среди них в этом году были особо отмечены Челябинская область, города Красноярск и Пермь. По итогам форума будут подготовлены обращения к губернаторам этих регионов.

В ходе форума также выступили:

Илья Ломакин-Румянцев - директор Центра развития потребительского рынка РФ Московской школы управления СКОЛКОВО;

Юрий Калабин - председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговли Санкт-Петербурга;

Алексей Григорьев - вице-президент по внешней корпоративной политике компании «МЕТРО АГ»;

Алексей Софронов - руководитель департамента торговли и развития потребительского рынка министерства промышленности и торговли Самарской области;

Ольга Устинова - уполномоченный по защите прав предпринимателей Волгоградской области.

А также представители из 46 региональных органов власти и 34 региональных отделений Ассоциации.


Фотоотчет

Материалы по теме: 
Retail;
MilkNews;
Финмаркет;
DvinaNews;
Эхо в Челябинске;
SM-News.


Возврат к списку