В метро появятся киоски в стиле «сталинский ампир»


22 Января 2013

metro55.jpg

Московская подземка разрабатывает концепцию размещения объектов мелкорозничной торговли под землей. Малый бизнес опасается передела рынка.

Московский метрополитен потратит 17 млн рублей на создание концепции размещения объектов мелкорозничной торговли в вестибюлях станций и подуличном пространстве. Как пояснил «Известиям» источник в подземке, планируется разработать новый внешний вид киосков. Торговые павильоны в метрополитене должны будут иметь «внешнее стилевое оформление, соответствующее дизайну станции метрополитена». Таким образом, киоски на станциях «Комсомольская» и «Киевская» будут в стиле «сталинский ампир», а «Маяковская» и «Кропоткинская» — ар-деко.

Предпринимателям, обитающим на новых станциях, повезет больше, в основном им придется заказывать киоски в стиле минимализма. Правда, и здесь есть исключения. К примеру, «Марьина Роща», открытая в 2010 году, создана в стиле модерн. К слову, изменение внешнего вида может коснуться не только киосков, но и торговых автоматов.

Помимо разработки нового внешнего вида киосков концепция позволит создать новую схему размещения торговых павильонов в метро. Ее будут разрабатывать на основе данных пассажиропотоков. Часть киосков, мешающих пользователям метрополитена, будет ликвидирована. Кроме того, метрополитен запустит массовые социологические опросы на тему того, какие продукты должны продаваться под землей. Пассажиров будут опрашивать как в самой подземке, так и в интернете. Концепция размещения объектов мелкорозничной торговли может быть готова к весне 2013 года. Таким образом, существенные изменения подземную торговлю ожидают уже в этом полугодии.

Координатор «Архнадзора» Юрий Егоров отметил, что нужно более внимательно отнестись к внешнему виду торговых объектов, расположенных в вестибюлях станций. Некоторые из них считаются памятниками архитектуры, размещение там киосков должно быть согласовано с департаментом культурного наследия. По его мнению, если предприниматели найдут деньги, чтобы сделать павильоны для каждой станции особенными, их архитектурный облик может улучшиться, но в случае с памятниками на успех в согласовании это не повлияет.

Между тем предприниматели идеи Московского метрополитена не оценили. По мнению главы Ассоциации арендаторов подземных пешеходных переходов Москвы Сергея Маркова, реализация концепции приведет к переделу рынка. Одно изменение внешнего вида выльется в гигантские расходы для предпринимателей. Только замена стен павильона площадью 6–8 кв. м обойдется в 150–210 тыс. рублей, если же придется разрабатывать индивидуальный дизайн, расходы вырастут в разы. По словам Маркова, действующая схема размещения мелкорозничной торговли в переходах метро была утверждена на основе строительных норм 2003 года.

— Предприниматели проходили комиссии и в архитектурном управлении, и в пожарном, и с точки зрения антивандальных и антитеррористических норм, устанавливали видеонаблюдение. А теперь придется все делать по новой. А кто гарантирует, что через год внешний вид павильонов снова не заставят менять? — рассуждает эксперт.

Напомним, в конце прошлого года вокруг киосков в подуличном пространстве разгорелся еще один скандал. Межведомственная комиссия при правительстве Москвы по вопросам потребительского рынка рекомендовала повысить с 2013 года ставки аренды в восемь раз для предпринимателей, ведущих торговлю в московских подземных переходах, принадлежащих ГУП «Московский метрополитен» и ГУП «Гормост».

Что касается ассортимента, то, по словам Маркова, спросом в метро пользуются сувениры, цветы, сигареты, колготки, выпечка.

Эксперт межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков, тем временем уверен, что расположение торговых точек в переходах нужно пересмотреть, часто они затрудняют проход пассажиров.

— Переходы проектировали без учета торговли, — замечает Свириденков. — Например, большинство переходов разделены рядом колонн. Предполагалось, что в одном направлении пассажиры будут идти по одной стороне, в другом — по противоположной. Когда вдоль одной стороны установлены торговые павильоны, они занимают меньше четверти от ширины перехода, но еще около метра занимают люди, которые возле них останавливаются, и до колонн остается совсем мало места. Получается, что для прохода остается только половина первоначальной ширины перехода. Образуется толчея, пересечение потоков. Это некомфортно и в целом снижает привлекательность транспорта.

По словам эксперта, торговля на территории метрополитена существует в большинстве развитых стран мира. Главное, чтобы площади под торговые точки заранее предусматривались при проектировании, к слову, на новых станциях обычно так и есть. В Москве на новых станциях эти площади предусмотрены, например, на станциях «Митино», «Бульвар Дмитрия Донского» в подуличных переходах для торговли много места, и она не мешает проходящим мимо, отмечает эксперт.


Материал: Елизавета Шевченко

Фото: Ольга Рябцова

Источник: Известия


Возврат к списку