Пленарное заседание «Малый и средний ритейл в условиях пандемии и государственных противоэпидемических мероприятий»


16 Октября 2020

Министерство промышленности и торговли России и Ассоциация малоформатной торговли (АМТ) при поддержке Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» провели 14 октября 2020 года в Минпромторге России Всероссийскую конференцию «Малый и средний ритейл России в условиях борьбы с пандемией. Итоги, выводы и законодательные инициативы».

Модераторами пленарного заседания, посвященного положению малого бизнеса в условиях пандемии и проведения государственных противоэпидемических мероприятий выступили – директор Департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли России Никита Кузнецов и президент АМТ, вице-президент «НП «ОПОРА» Владлен Максимов.

Основные выступления в рамках пленарной части конференции были посвящены обсуждению и оценке политики региональных властей в апреле-мае в отношении бизнеса, анализу региональных подходов и решений по выходу из карантинных мероприятий, проблеме аренды и госрегулированию арендных отношений в условиях пандемии, восстановлению потребительского спроса населения в текущих экономических условиях, поддержке и развитию малых форматов торговли, а также перспективам дальнейших противоковидных мероприятий . Кроме того, участники конференции обсудили доработку Стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2025 г.

Открывая пленарное заседание, Владлен Максимов поблагодарил от имени ритейла всех, кто находился «на передовой» в период ограничений, когда большинство предприятий страны закрылись, кто способствовал, чтобы деятельность торговли продолжалась и обеспечивала население всем необходимым.

Никита Кузнецов от имени министерства добавил, что в настоящее время на рассмотрении в Правительстве находится Стратегия развития торговли – важный документ, принятие которого установит для органов власти и бизнес-сообществ единообразную трактовку ключевых проблем развития торговли. Кроме того, одним из основных звеньев Стратегии и государственной политики в настоящее время является развитие малых форматов торговли, обеспечивающих занятость огромного количества населения.

Борис Титов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, в своем выступлении остановился на проблемах закрытия торговых центров, необходимости принятия закона о нестационарной торговле и введении послаблений по налоговым режимам для предпринимателей. Уполномоченный также отметил, что отсутствие мер по смягчению перехода малого бизнеса с единого налога на вмененный доход на иные режимы налогообложения может привести к социальному взрыву. «То, что правительство сегодня жестко настроено на отмену ЕНВД, конечно, имеет под собой логическое обоснование, - признал Титов. - Действительно, ЕНВД не самый лучший налог и по нему очень небольшие сборы, и его надо отменять, но не сейчас. Сейчас это очень серьезный вызов для всего малого бизнеса России, в первую очередь для ритейла». В правительство им были направлены предложения по смягчению перехода.

«В острую фазу кризиса очень важно всеми силами сохранять рабочие места и зарплаты», заявил Борис Титов. «Этот год особенный, власть поставлена перед необходимостью быстро принимать нестандартные антикризисные решения. И надо подчеркнуть, что некоторые решения антикризисными совершенно не являются. Более того, они осложняют экономическую ситуацию, потому что вытесняют бизнес со сложившегося рынка». Речь идет в первую очередь о сносе объектов нестационарной торговли, пояснил бизнес-омбудсмен.

Юрий Калабин, помощник Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации отметил, что необходимо больше говорить о потребителях: «Ведь каждый из нас обладает уникальным сочетанием потребительских предпочтений, мы должны услышать, что хочет каждый конкретный человек в определенное время в каждом регионе. Разнообразие должно безусловно поддерживаться, потому мы так часто говорим с вами о малом ритейле, ведь именно там можно создать тот продукт или услугу, которая подойдет каждому из нас».

В режиме ВКС к обсуждению подключился Сергей Борисов, председатель Попечительского Совета «ОПОРЫ РОССИИ». В начале выступления он отметил, что благодаря многолетней деятельности АМТ в России появилось большое количество осознанных представителей мобильной торговли. Он отметил, что в сегодняшней непростой ситуации одной из проблем для малоформатной торговли является стремление региональных контрольно-надзорных органов обеспечить наполняемость бюджетов за счет штрафов по проверочным мероприятиям. В этой связи необходим расширенный мораторий на федеральном уровне, именно на проверочные мероприятия.  Важнейший тезис выступления заключался в том, что страну и бизнес, в том числе малый и средний, ждет крайне непростой период, и в этих условиях необходимо определить четкие и прозрачные «правила игры» с учетом предыдущего опыта.

Кроме того, Сергей Борисов поддержал позицию Уполномоченного, что действие ЕНВД необходимо продлить до выхода из кризисной ситуации. По его словам, этот налоговый режим «с учетом сегодняшних технологий ФНС несовершенен», однако отменять его стоит в более спокойное время. Также он упомянул о целесообразности отсрочки эксперимента по маркировке товаров, в связи с большими сомнениями в эффективности данной меры. В завершение эксперт снова задался вопросом об увеличении процента малого бизнеса: «Нам нужна новая версия гражданского договора, поскольку сдерживание бизнеса – против экономики. Нам не хватает аналитики и правильных исследований, которые мы должны показывать правительству. У меня нет сомнений, что правительство сможет эту аналитику грамотно использовать. Сегодня бизнесу действительно тяжело. Но малоформатная торговля является наиболее гибким сегментом, вы уже многого добились. Давайте думать вместе, не все потеряно», — отметил он.

Сергей Беляков, председатель президиума АКОРТ, подчеркнул, что малоформатная торговля не является конкурентом ритейлу. Наоборот, преобладает заинтересованность в кооперации, потому что развитие малоформатных видов торговли - это социальное развитие регионов, рост доходов и покупательской способности населения, которое является потенциальными покупателями и поставщиками крупных торговых сетей. Глава АКОРТ также рассказал, что по оценкам Минэконмразвития, суммарное падение доходов по итогам 2020 года достигнет 3%, а постепенное восстановление будет возможно только в перспективе двух лет. Сдерживающим фактором развития являются ограниченные финансовые возможности покупателей, ведь существенная сокращающаяся покупательская способность формирует определенную модель потребительского поведения — покупатели начинают осознанно выбирать менее качественный товар, если он дешевле.

Председатель президиума АКОРТ отметил, что контрольно-надзорная деятельность в настоящем виде, является шлагбаумом ведения бизнеса: «К сожалению, не бизнес определяет модель поведения государства, а государственная политика определяет модель поведения бизнеса. Мы не только пытаемся заработать на падающем рынке, но и постоянно преодолеваем вмешательства государства, которое не может не быть чрезмерным, если оно ставит себя на первое место в отношениях с бизнесом. Фактически мы сейчас пытаемся получить индульгенцию на то, чтобы вести свой бизнес, но так быть не должно», — подчеркнул выступающий.

Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты России, напомнила, когда предприниматели внезапно столкнулись с пандемией, первоначальный расчет на финансовую «подушку безопасности» не оправдался – бизнес с каждым годом теряет свою маржинальность и кризис это явно продемонстрировал. В своем выступлении она представила предварительные итоги четвертого этапа специального опроса ТПП РФ «Бизнес-барометр страны», в котором приняли участие как представители предпринимательского сообщества, так и органов власти из всех регионов страны. «В своих оценках текущего состояния малого и среднего бизнеса, уровня потребительского спроса и периода восстановления показателей деятельности предприятий до докризисного уровня, мнения респондентов существенно расходятся. Это свидетельствует о наличии неопределенности, непонимания, нехватки мобилизационной модели поведения бизнеса и власти в сложившихся экономических условиях, в том числе отсутствия системных решений в случае наступления повторных форс-мажорных обстоятельств» — отметила вице-президент ТПП. 

Максим Титов, директор Департамента регулирования рынков АПК Министерства сельского хозяйства Российской Федерации подчеркнул важность развития малоформатной торговли, ведь для сферы сельского хозяйства основным каналом сбыта являются малые торговые предприятия; «работа с малоформатной торговлей безусловно дает более мобильную реакцию на изменяющуюся конъюнктуру».

Исполнительный директор «ОПОРЫ РОССИИ» Андрей Шубин, в свою очередь, заявил, что, прежде всего, необходимо повышать имидж предприятий торговли в российском обществе. По его словам, в Стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2025 г. обозначен тезис об улучшении имиджа торговых предприятий: «Давайте вернемся к инструментам улучшения имиджа торговых предприятий. Это позволит нам на равных общаться с чиновниками», - отметил Андрей Шубин. Помимо этого, Исполнительный директор «ОПОРЫ РОССИИ» обратил внимание, что за последние три года сократилось количество субъектов предпринимательства в торговой сфере на 13%. Он также предложил провести совместную работу по приведению региональных законов в соответствие с лучшими практиками с помощью региональных отделений «ОПОРЫ РОССИИ». Кроме того, он обратил внимание на проблему высокой налоговой нагрузки на легальный бизнес.

К обсуждению успешного опыта региональных мер поддержки по выходу из карантинных мероприятий подключились региональные представители органов власти.

Андрей Разин, министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области отметил важность ответственного отношения всех участников рынка особенно в нынешних условиях, чтобы не возникало новых ограничений: «Очень важно, чтобы каждый из нас деятельно принимал участие в недопущении распространения заболевания». Министр поделился опытом мер поддержки малоформатной торговли. Так, в московской области была принята возможность отсрочки до полугода арендной платы за НТО, кроме этого, было принято решение о продлении схемы размещения нестационарной торговли на год без проведения конкурсных процедур, более половины муниципалитетов такие решения уже приняли.

Алексей Гусев, председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей рассказал о программах развития МСП в Республике, так, разрабатывается механизм субсидирования процентных ставок по кредитам для розничного сегмента, основная задача которых – увеличение представленности товаров непосредственно республиканского происхождения. Также он напомнил о создании продовольственного кластера Республики, некого института развития товаропроводящих цепочек, а также об активном развитии линии поддержки национального продукта Башкортостана. В целях развития малоформатной торговли председатель Госкомитета предложил субсидирование затрат субъектов страны на приобретение отечественной техники для мобильной торговли в сельских территориях, внедрение механизмов по оказанию федеральной поддержки потребительским кооперативам, осуществляющим переработку и сбыт сельхоз продукции, внедрение дифференцированного подхода по размеру оплаты госпошлины за получение лицензии на продажу алкогольной продукции и ряд других важных для бизнеса предложений.

Максим Останин, заместитель министра - начальник управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области рассказал, что первостепенная задача региональных Правительств в условиях неопределенности, возникшей в связи с пандемией нового коронавируса – обеспечение консолидации предпринимателей и диалога власти и бизнеса. Так, в Новосибирской области благодаря такому взаимодействию, обсуждение с предпринимательским сообществом и выработка решений губернатора занимали 1-2 дня. В Новосибирской области уже с 11 апреля 2020 года была возобновлена работа основной части предприятий сферы услуг. Оправдала себя также и тактика последовательного снятия ограничений – снять ограничение, оценить последствия, принять решение о последующем смягчении режима. Такой подход позволил минимизировать последствия для экономики региона, при этом не допустив скачкообразного роста заболеваемости коронавирусной инфекцией в регионе.

Наталья Забавнова, начальник Департамента потребительского рынка Администрации Томской области также поделилась опытом поддержки бизнеса: «Мы не закрывали ни один магазин, ни один торговый центр, особенно если в последних есть возможность соблюдать социальную дистанцию. Нам нужны четкие правила игры, нужно не допустить повторного локдауна, компромисс – самое важное, чего мы должны достичь».

Алексей Софронов, руководитель Департамента торговли и развития потребительского рынка Министерства промышленности и торговли Самарской области рассказал, что в области также не закрывали торговые центры: «Мы ввели отсрочку для торговых центров по налогу на имущество и продлеваем ее до конца декабря, это дало много возможностей для торговых центров и арендаторов, которые оказались в пострадавших областях». Он отметил, что в качестве поддержки ремесленников области им были предоставлены бесплатные торговые точки в торговых центрах для реализации масок ручного производства.

Владимир Зубов, начальник управления по развитию потребительского рынка департамента экономического развития Белгородской области отметил, что в условиях действия карантинных мероприятий в апреле-мае на региональные структуры, отвечающие за потребительский рынок, были возложены ряд важных задач. Помимо задач, связанных с обеспечением населения товарами первой необходимости, недопущения панических настроений, а также связанных с нехваткой товара в условиях повышенного спроса, стояла  важная задача – создание условий, при которых большая часть населения будет занята на дачах и приусадебных участках. Для реализации этой цели в регионе было принято решение о продолжении деятельности рынков и ярмарок не только в формате торговли продовольственными товарами, но и торговли товарами хозяйственно-бытового и садово-огородного значения.  С целью снижения плотности покупательского потока в стационарных объектах торговли, было дополнительно организовано 12 площадок для организации нестационарной торговли с порядком 200 дополнительных торговых мест.

В пленарном заседании приняли участие руководители региональных и муниципальных органов власти более чем из 60 российских регионов, а также представители малого и среднего торгового бизнеса: всего около 200 человек. Деловая программа конференции продолжилась панельными дискуссиями по вопросам маркировки продукции, роли малого ритейла в реализации пива, табачной и никотиносодержащей продукции, развития и регулирования нестационарных торговых объектов в регионах России.


Возврат к списку