Владлен Максимов «Регулировать будем, а на бюджет рот не раскрывайте»
7 Апреля 2020
Сегодня опубликовано два постановления правительства, датированные, оказывается, еще 3-м апреля. По самым важным для бизнеса, наряду с проблемой зарплат неработающим сотрудникам, вопросам: по аренде (№439) и по налогам (№409)
В обоих – никаких каникул, в смысле освобождения от части налогов и арендных платежей, одни ОТСРОЧКИ.
Начнем с аренды. Арендодателям государство лишь рекомендует уменьшить арендную плату, целиком и полностью положившись в этом вопросе на их добрую волю. ОБЯЗАНЫ они лишь предоставить отсрочку: полностью на период действия РПГ\ЧС и на 50% до 1 октября. Гасить накопившийся долг арендатор будет обязан в течение 2021-22 гг, но 2022 год (который, мол, это еще как нескоро) тут не должен вводить в заблуждение. Если бизнес в регионе сможет открыться 1 мая, то до 1 октября накопится долг в 3,5 месячных платежа, если 1 июня – то в 4. Выплачиваться он должен траншами не более ½ арендной ставки в месяц (ровно такую, разумеется, и установит арендодатель). Соответственно, арендатор будет платить полуторную аренду 7 или 8 месяцев 2021 года.
Арендодатели – муниципальные и частные – получили грандиозный подарок. Многие из них (но не крупные ТЦ и ТРЦ) уже готовы были ужаться, что-то простить, переделать договора, но тут государство как бы говорит им: «коллеги, не торопитесь, попробуем ВЗЯТЬ ВСЁ». Излишне говорить, что после кризиса договоры с новыми арендаторами (если они вообще появятся) заключаются по совсем другим ставкам, а тут со старых предлагают брать по докризисным, жирным тарифам. Но, скорее всего, о разнице ставок никто и не думал.
Государство, таким образом, продолжает администрировать кризис, ничего не тратя. В правительстве почему-то считают, что бизнес, изуродованный всем случившимся, сможет, если он выживет, наряду с задолженностью по налогам и обязательствами по зарплате, еще и платить бОльшую часть следующего года ДОКРИЗИСНУЮ ставку аренды, вдобавок умноженную на коэффициент 1,5. Верим мы, что это возможно? На мой взгляд, это абсолютнейшая химера.
Причем при массовых банкротствах и разорении бизнеса и собственники площадей останутся в сомнительном плюсе.
А меж тем еще 27 марта Минромторг направил в правительство другой план. Выработанный вместе с бизнесом, в том числе с крупными союзами арендодателей. Согласно него, арендаторам всех закрывшихся объектов объявляется АРЕНДНАЯ АМНИСТИЯ. Арендодателю на период амнистии государство радикально снижает налог на имущество и землю, а закредитованным ТЦ реструктурирует долг, временно решая вопрос с ежемесячными процентами банкам. Да, этот вариант требует госрасходов, но расшивает всю вертикаль неплатежей, давая возможность сразу после кризиса быстро «перезапустить» весь потребительский рынок, и не только его.
От каких-либо амнистий по муниципальной аренде, по которой не нужно выплачивать никаких кредитов, также речи не идет, там всё та же конструкция.
Реализовано пока, таким образом, не предложение Минпромторга, а схема Минэкономразвития с отсрочками, изложенная в письме Максима Решетникова премьеру от 2 апреля. Там в финансово-экономическом обосновании четко записано: «Реализация закона не потребует дополнительных расходов….бюджетной системы». Это – главное; в этом вся и соль.
Пишут и говорят, даже и некоторые чиновники, что сейчас, мол, пока дадут отсрочку, а потом – «не переживайте, всё простят», особенно долги муниципалитетам. Но это, во-первых, нигде не написано, а, во-вторых, предприниматель решает, бороться ли ему за выживание своего бизнеса, здесь и сейчас; и ему принципиально важно понимать, придет ли государство ему на помощь, или задумается об этом, когда спасать будет уже некого.
Доктрина «регулируем и даем советы (арендодателям, например – снизить аренду, предпринимателям – быть поответственнее и т.п.), но ни пяди бюджета не отдадим» – остается пока альфой и омегой антикризисного планирования.
По налогам – точно такая же история. Постановление №409 дает возможность отсрочки по налоговым платежам: где-то на 6 месяцев, где-то – на 4, где-то на 3. Правда, вводится мораторий на выездные проверки. И то, как говорится, неплохо.
Впрочем, в постановлении есть еще и своего рода приложение, т.н. «правила», где упоминаются особо пострадавшие системо- и градообразующие предприятия, утверждаемые особым списком, которым предоставляется и бОльшая отсрочка, но тут речь, очевидно, не идет об обычном бизнесе: кафе, магазинах, фитнесах и мастерских.
По налогам государство, пойдя на сокращение страховых платежей для части бизнеса, дальше «отступать» не готово, и исходит из того, что, если предприниматель к концу острой фазы кризиса будет должен ему неподъемные суммы – ничего страшного в этом нет; идея давать кредиты на зарплату – из той же оперы. Пока правительство проявляет живую уверенность, что все всё заплатят, но немного попозже: если не через три месяца, то через шесть.
Проблема незаконного оборота табачной и никотинсодержащей продукции обсуждается уже несколько лет. Благодаря усилиям государства был сформирован полноценный инструментарий для эффективной борьбы с незаконным рынком. Однако незаконная торговля продолжает процветать по всей России, включая Приволжский федеральный округ. По различным оценкам, доля незаконного оборота табачных изделий в Приволжском федеральном округе превышает 11%.
В рамках проведения круглого стола планируется проанализировать сложившуюся ситуацию и обсудить, что необходимо сделать для эффективного правоприменения сформированного инструментария по противодействию нелегальной торговле табаком и никотинсодержащими изделиями.
На мероприятии присутствуют представители четырех регионов Приволжского федерального округа. Круглый проводится совместно с Торгово-промышленной палатой Республики Татарстан.
Владлен Максимов - председатель Комиссии по малоформатной и мобильной торговле ОПОРЫ РОССИИ, вице-президент Ассоциации «НП «ОПОРА»
Поговорим о том, что ожидает предпринимателей в сфере торговли и особенно малый бизнес в 2019 году. Обсудили законодательные инициативы, тенденции и перспективы
6 июня одним из первых мероприятий Недели Российского Ритейла стала стратегическая сессия «Малые форматы торговли: перспективы развития. Лучшие региональные практики»