Цена пустых переходов


18 Марта 2013
Цена пустых переходов

Несколько дней назад в Москве были демонтированы торговые павильоны в подземных переходах между Тверской площадью и зданием мэрии, а также на Большой Спасской. Решение о сносе приняли сами владельцы киосков. Они не в состоянии платить за право торговли в подземке по новой ставке — в 16—18 раз больше, чем сейчас. Люди вынуждены закрывать свой малый бизнес, который развивали более 15 лет.

Речь идет о давней проблеме. Но сегодня она достигла точки кипения, многие предприниматели прямо заявляют: их выживают из подземной торговли.

Цивилизованная торговля в подземных переходах столицы появилась в конце 90-х годов, когда правительство Москвы предоставило предпринимателям право арендовать часть помещений под коммерческие киоски. Тогда переходы были полутемные, сырые, в них страшно было зайти и ночью, и днем. Скажем прямо, это были не павильоны в торговых центрах, где есть все для нормальной работы. Предпринимателям предлагали в аренду «голую плитку» в подземке. Плата взималась через ГБУ «Гормост». Для работы необходимо было пройти десятки сложных процедур. Проекты утверждала не одна инстанция. Кроме того, требовалось провести в переходы дополнительный свет, установить современную систему пожаротушения и видеонаблюдения, нанять охранные организации, обеспечить регулярную уборку территории и косметический ремонт. Все это требовало немалых сил и средств. Но в итоге город получил современные, чистые и удобные для граждан подземные переходы.

Со временем со стороны департамента ЖКХ, курирующего ГБУ «Гормост», стали поступать новые предложения. В 2008 году появилась идея предоставления права на торговлю в подземке через аукционы. То есть у кого больше денег, тот и должен был вести бизнес. Была предпринята попытка проведения аукционов по десяти переходам, несмотря на долгосрочные соглашения с предыдущими арендаторами — представителями малого бизнеса. Но вовремя вмешалась прокуратура, ФАС, и итоги аукционов были аннулированы.

Вторая попытка «подвинуть» малый бизнес состоялась 11 ноября 2010 года. Тогда ГБУ «Гормост» уведомило предпринимателей о расторжении действующих договоров в течение 48 часов, ссылаясь на некое распоряжение, исходящее от департамента ЖКХ. Тогда вмешался мэр города Сергей Собянин и защитил арендаторов.

Сейчас мы наблюдаем попытку номер три. Зимой столичные предприниматели получили уведомление от ГБУ «Гормост» о расторжении действующих договоров аренды. Взамен предлагалось заключить договоры с новой методикой расчета арендной платы, которая в среднем увеличилась в 16—18 раз. А в некоторых переходах — в 19 раз. О территориальной дифференциации суммы в уведомлениях не было ни слова.

В итоге ежемесячная плата за право торговли одного киоска, что в Бирюлеве, что на Тверской, может вырасти от двух десятков до нескольких сотен тысяч рублей. Уверен, большинство из 1311 торговых объектов в переходах «Гормоста» закроется.

Торгово-промышленная палата запрашивала у департамента ЖКХ информацию, каким образом были получены эти цифры. Но официального ответа на запрос до сих пор не пришло, исходные документы нам не показали. Мы слышим только слова: «подсчитали специалисты». Кто такие эти специалисты — неизвестно.

Сегодня мы слышим объяснения, что столичные предприниматели платили за торговлю в подземке всего лишь 160 млн руб. в год. Но давайте вспомним, что это плата только за голую бетонную плитку. Предпринимателям необходимо заключать ряд отдельных договоров на обслуживание перехода, платить дополнительную сумму, сопоставимую с арендой.

Чтобы построить новые павильоны и открыть торговлю в переходе, нужно как минимум восемь-девять месяцев. В среднем — год. И если снести нынешние ларьки в переходах, весь этот год бюджет города не будет получать от аренды в данном месте ни копейки, а переход могут заполнить нелегальные торговцы, которые вообще ничего не платят городу. Кроме того, не очень понятно, кто будет арендовать «голую плитку» в переходах на новых условиях.

Для разрешения ситуации Московская торгово-промышленная палата выступила с инициативой создать рабочую группу с участием предпринимателей-арендаторов, департамента торговли и услуг, департамента ЖКХ и ГБУ «Гормост», чтобы добиться диалога сторон. Хотелось бы получить ответы: почему изменился статус договоров аренды и по какой методике рассчитывалась новая арендная ставка?

Вполне понятно, что нужно соблюдать интересы и предпринимательского сообщества, и города. Но для бизнеса необходимы четкие правила игры. А когда они часто и быстро меняются — это не только вредит малому бизнесу, но и создает неблагоприятный инвестиционный климат.

Мы надеемся, что декларируемый курс российских властей на развитие малого и среднего бизнеса реализуется. Мы видим, что малый бизнес поддерживает мэр. Но по некоторым департаментам возникают вопросы. Возможно, пока ряд непрофильных инстанций под словами «регулирование торговли» понимают нечто свое, решить проблему будет весьма непросто.

Материал: Михаил Мандалян, председатель комитета МТПП по развитию оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг

Фото из личного архива

Источник: РБК daily


Возврат к списку