Медиасообщество Москвы поддержало Концепцию АРПП по развитию рынка распространения прессы до 2020 года


3 Апреля 2015

На мероприятие были приглашены представители органов государственной власти Москвы, компаний-дистрибуторов печатной продукции, издательских домов, Союзов журналистов России и Москвы, Союза столичных издателей, журналисты. Рынок Москвы представляли ведущие издатели и распространители прессы. В числе участников были Баринов Г.В.,  генеральный директор ЗАО «АРИА-АиФ»,  Богданов А.Н., генеральный директор ЗАО «Сейлс», Бычихина Л.Н., генеральный директор ООО «Столичная периодика», Игнатьева А.Б., генеральный директор ЗАО «Пресса для Всех», Морулев В.П., генеральный директор ЗАО «Центропечать», Паршкова Т.В., исполнительный директор Союза столичных издателей, Полуказакова В.Е., генеральный директор ЗАО «Роспечать» (г.Липецк), Руднева Г.С., генеральный директор агентства «Желдорпресс-ГП»,  Савина Т.Ю., генеральный директор ЗАО «МК-Сервис», Федотов А.В., генеральный директор ХК «Сегодня-Пресс». 

Кроме того, в мероприятии приняли участие Черемухин В.И., секретарь Союза журналистов Москвы, и Елистратова О.Б., представитель Департамента торговли и услуг города Москвы.

Вел заседание Оськин А.В., председатель Правления АРПП.

Участники единодушно одобрили представленную Концепцию, подчеркнув, что она отображает реальное положение дел в медиаотрасли в Москве и перспективы ее развития. Участники презентации поделились своим опытом, а также предложили добавить в концепцию несколько новых положений.

По мнению Федотова А.В. ситуация в сфере распространения прессы в столице заметно ухудшилась после 2010 года. Он напомнил, что за время правления мэра Москвы Юрия Лужкова была всего одна резонансная кампания по перемещению НТО в связи с террористической угрозой, и тогда киоски были вскоре возвращены на место. А в наше время уничтожение киосков прессы происходит перманентно. Если сравнивать опыт Москвы и Нью-Йорка, то можно увидеть, что в США миниатюрные и современные киоски располагаются даже на платформах метро и узких городских тротуарах, никому не мешая. Федотов А.В. также раскритиковал обилие  ручников в Москве: «Ручники сейчас стоят фактически на безвозмездной основе. Их потоки денежных средств довольно относительные, условные — они «серые». В профессиональном сообществе все понимают, что это ставит киоски прессы в несколько неравные условия. Москва должна освободиться от продажи прессы с рук как нецивилизованной и подрывающей экономику отрасли модели. Кроме того, надо отдавать себе отчет, что данные о количестве точек продаж прессы предоставляются Департаментом СМИ в целом, по всем форматам, а реально ручников в Москве всего около 170, и их доля в общем обороте рынка прессы – мизерная, не более 3-5%. Доля таких форматов, как палатки, лотки и мини-киоски, гораздо больше. Потеря ручников для рынка печатных СМИ пройдет фактически незамеченной».

Игнатьева А.Б., руководитель рабочей группы АРПП по московскому рынку распространения прессы, отметила, что сегодня наблюдается падение продаваемых тиражей и упадок системы розничной торговли прессой. Она акцентировала внимание на том, что Правительство Москвы подписало целый комплекс запретительных документов, ограничивающих размещение объектов по продаже прессы возле метро, проезжей части, у «красных линий». Постепенно у НТО с прессой оставалось все меньше свободы для размещения. Владельцы розничных сетей на сегодняшний день оказались в правовом вакууме. Многие киоски сейчас не легитимны из-за того, что закончились сроки договоров на размещение. «Одной из трагедий нашей отрасли стала ситуация с остановочными торговыми модулями. При выходе Постановления № 26-ПП власти города не включили в него остановочные комплексы как места дислокации НТО прессы. Принимается решение о ликвидации этих объектов, расторгаются договоры на уборку территории и аренду земельных участков. При этом сейчас остановки обклеены объявлениями, раскрашены граффити, ранее же владельцы киосков прессы на остановочных комплексах следили за своими павильонами и отвечали за чистоту и порядок на остановках», - напомнила Игнатьева А.Б.

Паршкова Т.В. от имени Союза столичных издателей поддержала инициативу АРПП и добавила, что, несмотря на обещания чиновников разного уровня, положение распространителей прессы в Москве остается кризисным.  С площадей и улиц убираются киоски прессы, практически стопроцентно, поскольку мешают механизированной уборке территории. Паршкова Т.В. раскритиковала практику, когда  на месте убранных торговых объектов прессы чиновники предпочитают устанавливать платные туалеты: «Есть ощущение, что чиновники думают, будто развитие розницы или распространения печати – это не очень выгодно, зато они развивают систему размещения туалетов. Если раньше вокруг каждой станции метро было в среднем три киоска, то сейчас мы видим, что их заменили три туалета золотой окраски, и никакой механизированной уборке они не мешают». Также она добавила, что в условиях кризиса в экономике и обострения международной обстановки, когда среди населения вырос спрос именно на качественную периодику, сложно понять, чем мотивируются гонения на киоски по продаже прессы в Москве: «Непонятно, что это: политическая близорукость или спланированная подрывная акция?». Паршкова Т.В. предложила от имени представителей отрасли направить открытое письмо С.С.Собянину, посвященное данной проблеме.

Баринов Г.В. остановился на проблеме реализации печатной продукции в московском метрополитене и подуличных пространствах. Ежесуточно через метро проходят 8 млн. пассажиров, и это является серьезным рынком для распространителей прессы. Баринов Г.В. сравнил успешный опыт торговли в метро в Санкт-Петербурге и московские реалии: «При наличии в московском метрополитене в два раза большего количества станций, чем в Санкт-Петербурге, при наличии значительно большего пассажиропотока за день, в столице по сравнению с Питером продается смешное по объему количество прессы. Сегодня продавать прессу в метрополитене Москвы просто нерентабельно. Это связано с запредельными ставками аренды и с жестким ограничением ассортиментной политики, которого мы не видим даже на земле». Самое печальное, что Департамент СМИ лишен прав какого-либо вмешательства в информационную политику московского метрополитена. В завершение своего выступления Баринов Г.В. предложил добавить в Концепцию пункты об улучшении условий торговли в метро, что единодушно поддержали другие участники мероприятия. 

Об успешном построении отношений между бизнесом и властью рассказала Полуказакова В.Е. По ее словам, Липецкая область сейчас находится в числе лидеров России по числу газет на душу населения. Липецкая «Роспечать» реализует концепцию «единый киоск» — оформление, цены и даже выкладка во всех киосках одинаковы независимо от того, где он расположен: в центре Липецка или в удаленном поселке. Она добавила, что зарабатывать сегодня можно, но зарабатывать нужно умело и не бояться брать на себя дополнительные обязательства. Полуказакова В.Е. подчеркнула, что бизнес должен принимать на себя социальную ответственность. Так, её предприятие содержит даже заведомо убыточные киоски в отдаленных районах, так как если их убрать, окрестные жители останутся вообще без прессы. Работники торговой сети получают белую зарплату, соцпакет и бонусы от продаж, причем продажа газет и журналов дает большую прибавку, чем продажа сопутствующих товаров. В заключение она добавила, что готова пригласить издателей и распространителей в Липецкую область, чтобы те могли непосредственно на месте ознакомиться с ее моделью бизнеса.

В ходе обсуждения Концепции развития розничного рынка распространения периодической печати в Москве выступили другие участники мероприятия. Затем в режиме пресс-конференции присутствующие представители медиасобщества ответили на вопросы журналистов.

Подводя итоги обсуждения представленной Концепции, председатель правления АРПП Оськин А.В. сообщил, что у представителей отрасли нет проблем в отношениях с Департаментом СМИ, однако у Департамента не хватает реальных полномочий, чтобы эффективно решать проблемы распространения прессы в столице: «Продажей прессы в Москве занимается Департамент торговли, а им, с точки зрения экономики, все равно: что шаурма, что пресса, что идеология, что дополнительный доход. Хорошо бы разделить эти направления и придать Департаменту СМИ больше полномочий в управлении рынком газет, журналов и книг в столице». Оськин А.В. заявил, что озвученная Концепция отражает процесс консолидации всего медиасообщества, готового сообща бороться за своих подписчиков и читателей: «Иногда складывается такое впечатление, что в Москве, в некоторых округах, используется тактика выжженной земли, когда уничтожаются объекты мелкой розницы: все против человека, все на благо чиновника депторга. Остается надеяться, что эту тенденцию удастся переломить, и что в, конечном итоге, в части информационной политики в нашей стране возобладают здравый смысл и прагматизм». 

Представленная Концепция, сообщил Оськин А.В., с учетом высказанных мнений и предложений будет доработана и направлена руководству города и для сведения – в федеральные органы государственной власти. «У нас есть твердые намерения добиваться реализации идей, заложенных в Концепцию, на всей территории страны».

Источник: АРПП


Возврат к списку