Очень нужный мелкий торг


11 Июня 2015

Причём не с жалобой, а с конкретным предложением о создании торговли для фермеров. Чтобы не сдавать молоко на завод по малой цене и чтобы потом оно не уходило в крупные торговые сети, где его стоимость для покупателей увеличивается в несколько раз, а продавать его в собственных ларьках в спальных районах города. Президент, напомню, столь ответственное отношение к делу одобрил и обещал помочь. Но поскольку такой вопрос стоит не только в Костромской области и не только с молоком, он то и дело становится предметом обсуждения и принятия каких-то решений.
Высказался на этот счёт и Владлен Максимов — председатель объединённого координационного совета межрегионального профсоюза предпринимателей «Лига свободы». По его мнению, реформирование нестационарной торговли (НТО) на региональном и местном уровнях, как правило, идет не по пути развития малых форматов торговли, а, наоборот, по пути создания невыгодных условий для существования нестационарных объектов и принятия мер по сокращению числа таких объектов.
Ярким примером такого подхода являются действия правительства Москвы в январе 2015 года по ликвидации всех законно установленных нестационарных объектов. Из более чем 14 тысяч легальных киосков и павильонов, существовавших в столице в 2011-м, на сегодняшний день осталось менее половины. Опыт Москвы, как правило, в дальнейшем перенимают другие субъекты Российской Федерации.
Хотя Владлен Георгиевич полагает, что развитие многоформатной торговли, напротив, позволяет расширить каналы сбыта и влечёт за собой рост производства и вовлечение в оборот значительных резервов продукции малых и средних производств, фермерских хозяйств и хозяйств населения. Это же существенно облегчит сбыт крупным производителям, вынужденным сейчас работать только с торговыми сетями, для которых они являются монополистами.
— Считаю необходимым, — сказал Владлен Максимов, — внести прозрачность и едино­образие в общие принципы регулирования субъектами Российской Федерации сегмента нестационарной торговли (или мелкорозничной торговли). Для этого требуются поправки в профильный федеральный закон.
Во-первых, я считаю необходимым установить прозрачные правила и критерии формирования и изменения схемы размещения НТО — как инструмента развития малого торгового бизнеса. Во-вторых, закрепить принцип «меняется место — сохраняется бизнес» для обеспечения возможности предпринимателю без потерь продолжать бизнес, если место размещения его НТО требуется для целей развития территории. И, в-третьих, государство должно обеспечить стабильность прав предпринимателей (при их желании продолжать работу и выполнении ими всех условий): договорные отношения на размещение (функционирование) его объекта подлежат пролонгации неограниченное количество раз.
Вышеприведённая ситуация довольно плотно накладывается на развернувшуюся в России полемику по поводу ретро-бонусов или премий за покупку товара, которые поставщики платят торговым сетям. То есть производитель должен ещё и доплатить торговым сетям за то, что те соизволят взять у него товар. И тут опять же единых мнений нет. Кто-то говорит, что подобные выплаты должны быть сведены к нулю, кто-то настаивает на том, что систему сложившихся отношений резко ломать нельзя. 
В итоге всё это возвращает нас к мелкой торговле, где в схеме «производитель — посредник — продавец», можно будет либо вообще убрать среднее звено, либо свести его влияние на ценообразование к 
разумным границам.
Уже стало известно, что министерство промышленности и торговли и правительство Российской Федерации поддержали поправки в закон о торговле.
— Вместе с тем, — подчеркнул заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов, — в рамках этого законопроекта мы предложим поправки, которые направлены на расширение каналов сбыта для наших производителей и на облегчение ведения торговой деятельности для малых торговых форматов. 
Они будут касаться нестационарной и мобильной торговли. Развитие этих форматов даст толчок росту производства мелких и средних производителей продуктов питания, одежды, обуви, сельхозтоваропроизводителей. С другой стороны, это даст хороший импульс развитию нашей автомобильной промышленности, причём в достаточно проблемной в текущей экономической ситуации его категории — коммерческого транспорта…
По мнению заместителя министра, принятие законопроекта с поправками окажет положительное влияние на экономику в целом и в частности на потребительские цены. Тем не менее в вопросе защиты поставщиков и производителей от чрезмерной силы сетей нельзя забывать, что и сами производители зачастую ведут себя точно так же по отношению к малой несетевой рознице.
— Это противоречие можно устранить, — пояснил Виктор Евтухов, — создав саморегулируемый совет рынка, который объединит ритейл (розницу) и производителей. И поправки в закон о торговле по созданию совета рынка мы предложим на втором этапе реформы торгового законодательства. На втором этапе мы также внесём поправки, касающиеся рыночной и ярмарочной торговли, и установим адекватные нормативы обеспеченности территорий торговыми объектами разных форматов...

Источник: Еженедельное республиканское издание ХАКАСИЯ

Материал: Юрий Абумов


Возврат к списку