«Помогая малому бизнесу, государство еще больше усложняет ему жизнь…»


10 Апреля 2015


Накануне в Москве состоялось заседание Госсовета, посвященное проблемам малого бизнеса. Президент Владимир Путин собрал у себя губернаторов, чтобы обсудить с ними дальнейшую судьбу этого сектора экономики. В авторской колонке для Znak.com предприниматель из Тюмени Владимир Панов написал о том, о чем на подобных встречах вспоминать не принято.

 

Когда Дмитрий Медведев, будучи президентом, произнес известную фразу «Хватит кошмарить малый бизнес», предприниматели с надеждой затаили дыхание. И действительно, первые шаги внушали оптимизм. Запретили внеплановые проверки, а плановые разрешили проводить только раз в три года по согласованию с прокуратурой. Собирались провести судебную реформу, и хотя об этом сразу же забыли, тем не менее власть занялась поддержкой малого бизнеса всерьез и надолго.

 

В каждом муниципальном образовании были созданы Советы по развитию малого и среднего предпринимательства и фонды по его поддержке.


Много лет на площадках бизнес-форумов и круглых столах ведутся дискуссии. Из бюджетов всех уровней на все это выделяются значительные денежные средства. Но почему-то малому бизнесу легче не становится.


Так в чем же проблема?

 

В реальности государство, создавая видимость бурной деятельности по защите и поддержке малого бизнеса, на самом деле еще больше усложняет ему жизнь. Одной рукой помогая небольшой его части, другой добивает всех остальных.

 

С увеличением страховых взносов в 2013 году число индивидуальных предпринимателей в РФ сократилось на 12,7%. Только за первые три месяца 2014 года в России закрылось около 400 тыс. ИП. Власть не понимает или не хочет понять: нужно не помогать малому бизнесу, не тратить на это бюджетные средства, плодить чиновников и создавать новые структуры по распределению этих средств, а создавать благоприятную среду для его развития. А это и налоги, и тарифы, и проверки, и штрафы, и та самая всеми забытая судебная реформа, которая все никак не может случиться.      

 

Наши суды – это вообще отдельное государство, живущее по своим законам, не зависящее ни от чего, порой даже и от здравого смысла. Причем от этого страдает не только малый бизнес, но и все наше общество. Население нашей страны, сталкиваясь с произволом в судах, теряет веру в правосудие и справедливость.

 

Созданные много лет назад Советы по развитию малого и среднего предпринимательства не работают и не будут работать, так как управляют ими те же чиновники, не заинтересованные в решении каких-либо проблем. Заседания этих Советов давно превратились в формальные собрания, не имеющие никакого веса. Отсутствует эффективная обратная связь.


Представители малого бизнеса могут сколь угодно говорить о своих проблемах, но поскольку большинство этих проблем связано с федеральным законодательством, ни местные, ни региональные власти не в состоянии что-то изменить.


Но при этом любая инициатива, даже самая экзотическая, вышедшая из-под пера правительства, будет автоматически принята Государственной думой и Советом Федерации, так как депутаты из «Единой России», которых большинство, проголосуют за любой законопроект так, как им укажут на заседании фракции. Характерный пример с торговыми сборами. Глупейшая законодательная инициатива лихорадила всю страну, но при этом никто так и не понес ответственности.

 

Еще один пример – это борьба с торговыми павильонами. Помимо их повального сноса, устанавливаются запреты на торговлю в них пивом и сигаретами, регулярно вводятся новые ограничения и ужесточения правил ведения бизнеса. В итоге бизнес уже не только не верит власти, он ее боится. Власть живет совсем в другом измерении.

 

Существующее законодательство и судебная практика изначально ставят любого работающего в разряд нарушителей. Палочная система продолжает существовать во всех органах, налагающих административные взыскания. Эффективность сотрудников, да и самих этих органов до сих пор оценивается по принципу «чем больше штрафов, тем лучше работаем».

 

После составления протокола и наложения штрафных санкций уполномоченными органами в отношении предпринимателя автоматически возникает презумпция виновности. В суде отсутствует состязательность процесса, в итоге, проиграв суд в первой инстанции, нет никаких шансов на объективное рассмотрение дела в апелляции или кассации. Отстаивать свои права в таких условиях, особенно для представителей малого бизнеса, дело затратное и бесперспективное.


Еще одна беда – государство зарегулировало предпринимательскую деятельность до такой степени, что работать добросовестно практически невозможно.

 

Создано огромное количество контролирующих органов и еще большее количество норм и требований, часто абсурдных, разобраться в которых предпринимателям не представляется возможным.

 

Например, Федеральная служба Росалкогольрегулирования своим приказом № 153 от 23.05.2014 г. ввела журнал учета продаж алкогольной продукции. С июля этого года розница и общепит одновременно с продажей будут заносить в этот журнал каждую бутылку алкоголя или литр пива, с разбивкой по коду продукции, указанием поставщика, производителя, емкости тары даты и номера товарно-транспортной накладной. Как в таких условиях можно работать небольшим предприятиям, где и так большая нагрузка на сотрудников, нет средств на компьютерные программы, а главное – где логика, зачем все это?

 

И за это издевательство полагается наложение административного штрафа от 150 до 200 тыс. рублей.  Впору уже законодательно вводить ответственность за вредительство, и привлекать к ответственности авторов подобных инициатив.


Штрафные санкции, порой запредельные и не соответствующие тяжести нарушения, способны уничтожить предприятие малого бизнеса.


Например, за нарушения в сфере рекламы штрафы составляют от 500 тыс. до 1 млн рублей. При этом предусмотренный законом «О рекламе» 2006 года технический регламент, описывающий требования к рекламным носителям и размещению рекламных конструкций, так и не принят в течение уже восьми лет, что ставит большинство рекламных конструкций вне закона. Это порождает коррупцию и не дает развиваться бизнесу.

 

Необходимо срочно вносить изменения в Административный кодекс РФ, устанавливающие штрафные санкции не по организационно-правовому признаку (ИП или юрлицо), а по принадлежности субъекта предпринимательской деятельности к малому, среднему или крупному бизнесу, так как в настоящее время юрлицо может быть представителем микробизнеса, а ИП – крупным предприятием.

 

Запретить все внеплановые проверки малого бизнеса, а плановые, за исключением случаев угрозы жизни и безопасности населения, должны носить рекомендательный характер.

 

Наша налоговая система не стимулирует развитие бизнеса, увеличение рабочих мест и рост заработной платы. Усложняют ситуацию регулярные изменения форм отчетности, которые в большинстве случаев носят формальный характер.


Необходимо установить запрет на изменение форм отчетности, увеличение налоговой нагрузки и разного рода платежей и пошлин. Сделать добровольными переходы от одной системы налогообложения к другой.

 

Сохранить на постоянной основе единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Урегулировать расчеты между предпринимателями-плательщиками и неплательщиками НДС. Сегодня плательщики НДС просто отказываются работать с неплательщиками.

 

Повышение ставки налога не означает автоматического повышения собираемости налогов в бюджет. Эту прописную истину знают во всем мире, но только не у нас.

 

Если мы хотим, чтобы активная часть населения вышла из тени, работникам платились официальные зарплаты, то для малого бизнеса нужно снижать и налоги с заработной платы, и страховые взносы для ИП. Никакие, даже нулевые ставки патентов и упрощенных систем налогообложения, не выведут активное население из тени при существующих страховых взносах. Ведь помимо фиксированного платежа предприниматели независимо от вида деятельности платят еще 1% от годового дохода свыше 300 тыс. рублей. И эти суммы могут быть внушительными.

 

Необходимо сократить сдачу ненужной отчетности, такой как «отчетность в экологию». В связи с тем, что подготовить и сдать отчет по экологии для малого бизнеса затруднительно, на этой проблеме зарабатывает большое количество посредников. Предприниматели и так платят и в Росприроднадзор, и лицензированным организациям за вывоз твердых бытовых отходов.


Высокие ставки по кредитам душат нашу экономику. В экономически развитых странах кредиты можно взять под 2-4% годовых. У нас это 20% и более. Все наше общество работает на финансовых олигархов.


При установке кредитных ставок для малого бизнеса на уровне 5-6% годовых, снижении налогов и создании благоприятных налоговых режимов, можно полностью отказаться от господдержки, сохранив тем самым бюджетные средства и сократить чиновников, занимающихся распределением этих средств.

 

Региональный бизнес страдает от захвата рынка крупными зарубежными и федеральными торговыми сетями. Предприятия мелкой розницы вынуждены закрываться, от этого страдают не только небольшие магазины шаговой доступности, но и мелкие товаропроизводители, преимущественно местные, так как выставлять свою продукцию в крупные торговые сети для них затруднительно. Кроме того, что входной билет туда стоит дорого, мелкий товаропроизводитель по объему своей продукции не интересен крупным гипермаркетам. Необходимо жестко ограничивать эту экспансию. Закон «О торговле», принятый с таким апломбом, не работает ни в части доступности для малого бизнеса, ни в части ограничения монополизма торговых сетей.


Можно долго говорить о значимости и престижности малого бизнеса, чем в основном и занимаются наши чиновники, но молодежь, нацеленная на успех и благополучие, при выборе работы смотрит в сторону госкорпораций, банков, государственной или муниципальной службы.


Малый бизнес для многих – это семейный бизнес, здесь нет больших доходов, скорее, это вопрос социальный. Предприниматели, которые выжили в 90-е, сейчас просто работают, пытаясь прокормить свои семьи, создавая еще при этом рабочие места. Чаще всего им не нужна никакая поддержка, просто не нужно им мешать работать.


Источник: Интернет-газета ZNAK.COM


Возврат к списку