Электронной коммерции нужно упорядочивание, а пищепрому – разумный протекционизм


17 Ноября 2023
Электронной коммерции нужно упорядочивание, а пищепрому – разумный протекционизм
15 ноября на площадке новосибирского Экспоцентра в ходе форума «Дни ритейла в Сибири» прошло пленарное заседание «Потребительский рынок: стратегии и пути развития».

Во вводной части заседания участники сошлись во мнении, что форум «Дни ритейла в Сибири», будучи всего вторым в порядковом смысле, уже перерос изначальный региональный концепт и является референтным событием для всей российской фуд-торговли. 

Андрей Карпов, председатель Российской Ассоциации аналитиков ритейла отметил растущую роль E-COM’а – увеличение числа маркет-плейсов, их тематический прирост, он также особо подчеркнул необходимость законодательного осмысления этого формата. Формата, который значительно моложе закона о торговле. Этот закон был принят в уже далеком 2010-м и последнюю доводку проходил в не менее далеком 2016-м – когда электронная розница была в младенческом состоянии. По мнению Андрея Карпова, её нынешний темп и уровень развития уже требуют регулирующего внимания со стороны государства. В городах-миллионниках онлайн-торговля растет очень быстро. 

Как подчеркнул Никита Кузнецов, директор департамента внутренней торговли Минпромторга России, 2023-й год – это время осмысления и выхода на самодостаточность. По его словам, за два года расклад сил изменился радикально: прежде 20% ассортимента обеспечивали 70 глобальных корпораций. Эта сила, казавшаяся когда-то титанической, продемонстрировала свою зыбкость еще в пору ковидной эпопеи – задолго до СВО. То есть, на глобальном уровне ничего незыблемого нет. А, значит, и для ритейла, и для пищепрома форсировано наступила пора взросления. И время протекционизма. 

На необходимости осознанного протекционизма эксперт остановился особо, приведя в пример как положительный опыт (Южная Корея, на некоторый период вообще запретившая импорт), так и отрицательный (Аргентина, практически погубившая свою когда-то легендарную мясную индустрию в 1980-х). Никита Кузнецов сказал, что России необходима новая индустриализация. Но не в тяжелой промышленности, как в эпоху наркома Орджоникидзе, а в пищевой промышленности. И локомотивом её должна стать торговля. 

Никита Кузнецов отметил, что рынку и стране нужен закон, обсуждаемый сейчас под условным названием «Закон о российской полке». Сфера маркет-плейсов тоже может иметь локомотивное воздействие на индустрию, поскольку на является хорошим порталом на рынок для брендов-дебютантов, для малых предприятий – для тех, кому ещё не хватает сил и товарных объёмов для того, чтобы отвечать на запросы больших торговых сетей. 

Участники заседания сошлись во мнении, что рост онлайн-торговли тоже имеет свой потолок. Объективный ограничитель у него тот же, что и у обычной розницы – кадровый вопрос. 

Андрей Гончаров, министр торговли Новосибирской области отметил, что ритейл практически вернулся на допандемийный уровень, стресс-фактор ковидной разобщенности преодолен, а санкционное давление оказалось не стрессом, а стимулятором. Федеральные сети освободились от душноватого давления глобальных корпораций, в свою очередь у региональных топ-менеджеров этих сетей появилось больше оперативного простора, стало больше возможностей для самостоятельных решений. В числе региональных инициатив Андрей Гончаров назвал грядущее открытие в 2024-м году второй по счету новосибирской социальной ярмарки. Она расположится в центре города (более удобно, нежели первая) и в числе прочего пригодится и для мониторинга региональных предпочтений. 

Ярослав Шиллер, руководитель Восточно-Сибирского дивизиона X5 Group в роле трендовой реалии видит жесткие дискаунтеры. Этот специфический формат тоже эффективен для продвижения региональных производителей и компаний-дебютантов, но тут, по мнению Ярослава Шиллера действуют и субъективные факторы: практика выделять на полках местный товар прижилась не везде. 

Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли в виде помехи для большинства ростовых трендов назвал кадровую проблему: по его оценке, она целых 30 лет не была настолько острой как сейчас. В числе кадровых парадоксов Владлен Максимов назвал «немодность» обычной торговли в глазах молодёжи. И, напротив, их завышенные ожидания от работы в онлайновой-торговле. 

В итоге, в коллективном резюме участники заседания сошлись в мысли, что необходимо выравнивание условий для разных форматов – чтобы они не «спотыкались» об эгоцентричные, сугубо корпоративные приоритеты друг друга, а состояли бы в синергетическом соседстве, выгодном для всех.


Источник: Retail Event

Возврат к списку