Минпромторг вступился за притесняемых владельцев киосков и ларьков


18 Марта 2014

Минпромторг готовит поправки в федеральное законодательство, связанные с деятельностью нестационарных торговых объектов. Пока изменения в нормативную базу формируются, ведомство разослало информационное письмо во все органы исполнительной власти субъектов РФ. Документ содержит подходы, руководствоваться которыми властям городских округов и муниципальных районов следует уже сегодня при решении проблем, возникающих в сфере установки и размещения предприятий мелкорозничной торговли. Так, Минпромторг не допускает сокращения объектов нестационарной торговли при изменении схем размещения. А при необходимости освободить участок, где находится магазин, для государственных или муниципальных нужд обязывает предоставлять альтернативное место размещения, то есть действовать по принципу «меняется место – сохраняется бизнес».

Появление документа вызвано многочисленными обращениями предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере нестационарной торговли.

«Со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления возникают случаи злоупотребления, которые ущемляют права торговцев и препятствуют развитию малого и среднего бизнеса. В частности, имеют место случаи произвольного пересмотра схем размещения нестационарных торговых объектов», – отмечается в письме Минпромторга.

Это, по словам специалистов ведомства, противоречит смыслу закона «О торговле», согласно которому схема размещения – инструмент систематизации объектов. Она  формируется, исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, и не должна являться «средством для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности».

По словам представителей приморского бизнес-сообщества, предлагаемые Минпромторгом поправки особенно актуальны для Владивостока.

– Во время подготовки к саммиту АТЭС предпринимателей массово заставляли сворачивать бизнес в виде небольших павильонов, киосков, ларьков, – подчеркивает  председатель Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Игорь Савинов. – При этом никакой альтернативы им предоставлено не было. Я лично знаю случаи, когда владельцам удавалось сохранить бизнес путем его перемещения.

В плане города необходимо предусматривать отдельные территории под торговые точки, утверждает эксперт. При этом такие зоны не должны напоминать гетто и располагаться на востребованных, проходимых маршрутах. 

– В свете преобразования Владивостока в современный туристический центр было бы замечательно протянуть, например, цепь объектов нестационарной торговли по набережной города, – говорит спикер. – Почему бы не предложить туристам отведать наших приморских деликатесов в столь посещаемом месте? Я видел подобное на набережной Сеула – череду типовых магазинчиков. Это просто, красиво и очень удобно.

Необходимо искать взаимовыгодное решение, а не уничтожать бизнес, уверен Савинов, от этого и город, и его жители только выиграют.

– Во-первых, деятельность предпринимателей станет более упорядоченной, и осуществлять ее проверки будет легче, – перечисляет специалист. – Во-вторых, речь идет о предприятиях, платящих налоги и, как следствие, пополняющих бюджет города. В-третьих, ларьки и киоски несут важную социальную функцию. Они предоставляют услуги и товары повседневной необходимости в шаговой доступности для жителей города.

Во Владивостоке уже ведется разработка схем для размещения объектов нестационарной торговли, подчеркивает бизнес-омбудсмен Приморского края Марина Шемилина. По ее словам, «времянки» – отличный вариант для новых районов, активно строящихся коттеджных поселков и территорий с устоявшейся инфраструктурой, где втиснуть еще одно капитальное здание порой довольно непросто.

– Не секрет, что у нас есть районы,  лишенные всякой инфраструктуры,  – отмечает собеседница газеты. – Яркий пример – Снеговая падь. Если там и выделены участки под торговые объекты, то ждать, пока их построят, жителям придется очень долго. 

Кроме того, ларьки и киоски могут стать подспорьем для приморских пищевых производств.

– Лучше купить молоко или мясо во «времянке» у знакомого производителя, соблюдающего нормы и стандарты, чем из подъехавшей машины, где товар сомнительного качества, и все потому, что рядом нет ни одной торговой точки, – добавляет Марина Шемилина.

По словам бизнес-омбудсмена, в последнее время по всей стране было уничтожено большое количество киосков и павильонов.

– Я считаю, что, если государству понадобился земельный участок, на котором расположена торговая точка, оно обязано предоставить ему альтернативный вариант размещения, – говорит бизнес-обмудсмен. – В этот бизнес вложены средства, на которые предприниматель кормит свою семью, с которых платит налоги и дает еще несколько рабочих мест. Размещение же новых торговых объектов обязательно должно быть законным и удовлетворять интересам всех затронутых этим размещением сторон.

Материал: Наталья Шолик 

Источник: Приморская газета


Возврат к списку