Свято место пустовато


1 Апреля 2013

На приморской политической сцене отсутствует сила, способная противостоять власти, опираясь на четкую собственную идеологию. Нет и лидера, готового вступить с существующими политиками высшего ранга в публичную полемику, не говоря уже о реальной борьбе за власть.

Ниша, которая в цивилизованном обществе предназначена оппозиции (просто оппозиции, безо всяких замутняющих суть дела определений — непримиримая, конструктивная или системная), пуста.

Смысл существования оппозиции в том, чтобы в политической сфере поддерживался режим конкурентной борьбы, который в конечном итоге приводил бы к повышению «качества» власти и принимаемых ею решений. В идеале «оппозиционные партии» должны быть, как выражаются сегодня экономисты, нишевыми. Скажем, за КПРФ должны голосовать только оголтелые сталинисты и сторонники коммунистической реставрации; за ЛДПР — странноватые поклонники Жириновского; за «Справедливую Россию» — экзальтированные дамы бальзаковского возраста или же поклонники социальной справедливости. А нормальный человек, случись ему появиться на избирательном участке, должен с грустью разводить руками и, издавая приглушенный (от стыда и внутреннего дискомфорта) стон «Ну ведь больше-то не за кого», ставить галочку в ячейку «Единой России». Таковы правила игры.

В реальности приморская оппозиция сегодня представляет собой абсолютно недееспособный орган. Виктор Бурлаков, политолог, заведующий кафедрой массовых коммуникаций Школы гуманитарных наук ДВФУ: «Проблема не только в том, что у оппозиции нет безусловного лидера, у нее нет никакой внятной стратегии. Налицо неспособность родить ни одной здравой мысли, которая могла бы увлечь массы за собой. Системная оппозиция, встроенная в руководящий процесс, успокоилась, сознательно не идет на какие-либо активные действия. Ни та, ни другая не делают попыток по увеличению своего электората. Для оппозиции, когда нет сиюминутной выгоды, нет смысла выкладываться. Повлиять на политические процессы системная оппозиция также не может, у нее нет никаких возможностей. Хотя, безусловно, есть способные, активные личности.

Похоже, реальная политика сегодня окончательно перешла за кулисы политической сцены, подальше от недоуменных взглядов «рассерженных горожан». Суть в том, что протест быстро «сдулся». Да и нет таких личностей, которые смогли бы повести за собой, как это было в свое время с Ельциным. Как в песне Высоцкого: «Мы не сделали скандала, нам вождя недоставало: настоящих буйных мало — вот и нету вожаков».

В какой-то мере изменить ситуацию могла бы манипулятивная избирательная кампания, в ходе которой какая-нибудь оппозиция предстала бы как образец свободолюбия, или как подлинная защитница интересов народа, или как партия моральных ценностей, на худой конец. Но проблема в том, как признаются эксперты, что всего этого для нормального функционирования системы уже не нужно. Девяностые, как не устает напоминать телевизор, закончились. Партия злых оппозиционеров должна быть, но маленькой.

Андрей Губин, политолог: «Коммунисты увлеклись рисованием (имеется в виду портрет Ким Ир Сена на коне — прим. «К»), о «справедливороссах» и либерал-демократах известно и того меньше. Один из функционеров «Правого дела» Олег Ежов возглавил департамент градостроительства Приморского края уж совсем не благодаря «мощной позиции партии». Новое детище Михаила Прохорова — «Гражданская платформа» — в Приморье понимания не нашло, у нас вообще не слишком любят тех, кто уже раз подвел. Вместе с тем и «Единая Россия» сбавила обороты».

В условиях, когда реальной оппозиции у партии власти нет, на эту роль вольно или невольно сама власть выталкивает КПРФ. Но парадокс в том, что коммунисты, привыкшие к роли декоративной оппозиции, пока явно не готовы к такому изменению своего статуса и жесткой политической борьбе с властью. На сегодняшний день им комфортнее фрондировать внутри властной политической системы, нежели оказаться в роли независимой оппозиционной партии, лишенной пусть даже призрачного доступа к принятию властных решений. Таким образом, налицо все признаки складывающейся «однопартийной системы». Хотя опасность «красного» реванша не стоит недооценивать. Ведь дело вполне может закончиться тем, что недовольные властью избиратели, в т.ч. и отнюдь не левых убеждений, просто из-за отсутствия выбора отдадут голоса за радетелей «плана народа». Выборы в Законодательное Собрание Приморья в 2011-м показательны в этом плане.

«Пока же на уровне региона протестным в основном является Владивосток, — поясняет Бурлаков, — глубинка, как правило, поддерживает существующую власть, и оппозиция, за некоторым исключением, там слаба. Та часть общества, которую принято называть «молчаливым большинством», которое ранее выражало либо равнодушие, либо глухое недовольство, в результате прошедших преобразований стало настоящим, сознательным сторонником власти. По разным причинам».

Петр Ханас, политконсультант, директор «Дальневосточного консалтингового центра»: «Оппозиция не совсем «сдулась»: попросту отпало желание решать проблемы через инструменты протеста. Такие как митинги, пикеты. Протест поменял социальные коммуникации и «с улиц ушел на кухни». К тому же оппозиция ресурсно крайне слаба. Системная оппозиция, в частности ЛДПР, сходит на нет».

Сами политические игроки склонны объяснять отсутствие полноценной оппозиции тем, что такая сила, заяви она о себе сегодня, не протянула бы и недели. Наверняка были бы проблемы и с вербовкой сторонников из числа политической и бизнес-элиты: так называемые представители приморского истеблишмента предпочитают поддерживать иллюзию единства и консолидации, кто из страха, а кто из меркантильных соображений. Желающих рискнуть — все-таки поискать опору в обществе и призвать единомышленников к легальной борьбе за власть — пока не наблюдается. Тем более финансировать оппозиционные силы.

«Реально работающих оппозиционных сил в Приморском крае нет. Как в политике, так и не в политике, — утверждает предприниматель Алексей М. — Во Владивостоке нет партий, нет лидеров, за которыми можно следовать. Когда голосуют за оппозицию — это значит, выражают протест против правящей партии. На самом деле особого стремления к оппозиционным силам никто не испытывает, т.к. нет ни у кого стоящей идеи и реальных дел. Поэтому оппозиция и выглядит столь невесело сегодня».

Евгений Б., предприниматель: «Оппозиция должна быть, другой вопрос — какое к ней отношение у людей. В большинстве своем население инертное и к оппозиции относится неоднозначно. Если человек вышел на площадь — запросто могут оскорбительный ярлык приклеить. А ведь все хотят жить лучше, и нет гарантии, что завтра ты не займешь место того, над кем вчера насмехался. Вот в бизнесе по большому счету каждый сам за себя. Что касается политики, так у нас два лагеря в стране — «за Путина» и «против Путина», а вот середина как-то размыта».

Впрочем, внутри делового сообщества существует огромный слой людей, которые сами на митинги не ходят, но в душе вполне сочувствуют оппозиционным идеям. Сергей Коваленко, федеральный координатор Российской коалиции киоскеров в Приморском крае: «Проблемы у нестандартного бизнеса в постсоветской России были всегда. Сегодня наш малый формат незаслуженно уничижают. Никто не защищает малые торговые форматы. Наоборот, финансовые потоки с нововведениями переводятся в крупный бизнес, и мы становимся помехой и ненужным конкурентом для более крупных игроков. Причем все это происходит под постоянные разговоры о развитии и защите малого бизнеса. Мы намерены активно противостоять и защищать себя. Если есть возможность законным способом отстаивать свои права, мы ею воспользуемся. А пока нас «технично» грабят.

Коалиция уже собрала 165 тыс. подписей под петицией, адресованной Президенту РФ «с просьбой наложить пятилетний мораторий на введение в действие дискриминационных ограничений для малого торгового бизнеса в отношении запрета на продажу пива и напитков в нестационарных объектах торговли». На отправленное в ноябре 2012 года это письмо был получен размытый ответ о здоровье нации. Следующий шаг коалиции киоскеров — пикетирование. Мы сознательно не будем устраивать митинги, потому что возможны провокации, например, пригонят двух-трех подпитых мужиков, присутствие которых потом обратят не в нашу пользу».

Материал: Валерия Иванова

Источник: Конкурент.ру


Возврат к списку