Переформатирование малого формата


30 Апреля 2013

Истории административной нелюбви российских городских властей к нестационарным объектам розничной торговли уже много лет. В последнее время к борьбе с «нецивилизованным форматом» подключились законодатели: ряд их инициатив грозит выбить экономическую почву из-под ног мелкого бизнеса.

Сегодня во Владивостоке ни дня не проходит, чтобы на интернет-сайте мэрии не публиковался «Перечень самовольных построек и иных объектов, расположенных на земельных участках, подлежащих освобождению в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на их размещение». В качестве автора грозных резолюций выступает, как правило, городское управление торговли или городское управление архитектуры и градостроительства.

По свидетельству представителей бизнеса, поводом служит формальное отсутствие новых правоустанавливающих документов на землю. Однако получить эти документы в нынешних условиях практически невозможно. Печали «киоскеров» (как сами себя называют владельцы мелких розничных сетей) последовательно множатся в течение последних семи лет.

Андрей Водеников, директор сети киосков ООО «Аквастим»: «Вначале все шло хорошо. С 1999 года наша специализированная торговая сеть включала в себя около 50 торговых точек на остановках общественного транспорта, а также на прилегающих к ним территориях во Владивостоке. Мы организовали около 110 рабочих мест, включая не только продавцов, но и грузчиков, складских рабочих, водителей и т.д. На все объекты торговой сети, то есть киоски, были заключены — сроком до 2006 года — договоры аренды земельных участков с управлением муниципальной собственности администрации Владивостока. К вопросу соблюдения санитарных норм и поддержания порядка на арендуемых землях подошли, что называется, с душой: поставили аккуратные киоски, рядом посадили цветы, регулярно следили за чистотой и порядком на близлежащих автобусных остановках. А площадку рядом с киоском в районе Второй Речки, где рос каштан, даже выложили брусчаткой, само дерево обнесли ажурной металлической оградкой. Это я к тому, что упреки в неряшливости и антиэстетизме городских торговых киосков — не должны быть огульными и сплошными.

В 2006 году, в эпоху мэрства Николаева, в адрес компании начали поступать уведомления об отказе в дальнейшей пролонгации договоров аренды. Несмотря на отсутствие новых договоров аренды земельных участков, мы продолжали исправно платить за аренду муниципалитету по старым договорам. В 2007 году мэрия известила нас и другие мелкорозничные торговые сети, что договоры на землю она будет заключать напрямую с компанией ООО «ИнвестГрупп», а та уже в свою очередь — договоры субаренды с нами. В результате такого нововведения арендная плата за землю повысилась в три раза. Рентабельность у нас резко снизилась, и компания была вынуждена закрыть десять торговых точек. А в 2009 году уже нынешняя администрация Владивостока начала расторгать через суд николаевские договоры с «Инвест-Групп». Соответственно, наши субарендные отношения утратили юридическую силу и мы, как и многие другие представители бизнеса, приобрели статус ««самовольно занимающих земельные участки». Таким образом, в период с 2009 года по настоящее время мы потеряли еще 21 торговую точку, уволив 50 сотрудников».

Не к лицу!

Урегулировать земельный вопрос с муниципальными властями теоретически можно, хотя достаточно волокитно и затратно. Сегодня для получения договора аренды на земельный участок площадью до 20 м2 предприниматель должен подать пакет документов в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края. В пакет обычно входят: топосъемка 1:500, кадастровый план территории, определение зоны, обзорная схема 1:2000, схема границ земельного участка, проект с визуализацией (вид участка с размещенным на нем торговым сооружением). Официальные затраты на приобретение всех перечисленных документов составляют от 18 тыс. до 38 тыс. руб.

Сергей Коваленко, руководитель «ИП Коваленко», председатель Приморского регионального отделения общероссийского движения «Коалиция киоскеров России»: «Для нашего бизнеса важно, чтобы торговая точка располагалась вблизи транспортных магистралей, рядом с остановками общественного транспорта, где высокая плотность пешеходного потока и степень его ежеминутной изменчивости. Только такие условия рождают возможность для совершения многочисленных импульсивных покупок, делающих рентабельной мелкорозничную торговлю, с перспективой создания новых рабочих мест и увеличения страховых выплат, пенсионных и налоговых отчислений в бюджет. Но в том-то и дело, что эти места оказались для киосковой торговли запретными из-за постановления №777 главы города от 9 июля 2009 года «О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

Документ создан специально под саммит АТЭС и запрещает возводить какие-либо постройки в радиусе 100 м вдоль так называемого гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа. А так как городской маршрут проходит по автомагистрали от аэропорта до острова Русский, то в зону запрета фактически попадают все более или менее оживленные места краевого центра. Но какой смысл ставить абсолютный крест на цивилизованной киосковой торговле в городе? Мне до сих пор непонятно. Можно было, если уж так хотелось, попросить владельцев киосков убрать их на время саммита, а затем водворить на место. Я, да и другие мои коллеги по бизнесу, полагаю, отнеслись бы с пониманием к такой просьбе».

По мнению Коваленко, постановление «три семерки», с одной стороны, вяжет руки законопослушным предпринимателям-киосочникам и ущемляет интересы обычных покупателей. А с другой, позволяет де-факто недобросовестным предпринимателям организовывать на освобожденной из-под киосков земле нелегальную торговлю потенциально опасным уличным фаст-фудом или овощами. Самое примечательное, что сомнительные сооружения, возведенные на месте снесенных киосков и торгующие шаурмой или огурцами-помидорами, сами сносу либо вообще не подвергаются, либо после демонтажа очень быстро замещаются аналогичными.

Антитабачная дымка

Неприязнь чиновников к киосковой торговле обусловлена тем, что значительную часть ее ассортимента (до 40%) составляют табачные изделия. Реально именно сигареты, даже несмотря на ограничительное действие законодательно введенной максимально разрешенной цены (МРЦ), делают этот бизнес рентабельным. А в конце февраля вышел ФЗ № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», который с 1 июня 2014 г. запрещает реализацию табачной продукции в киосках, переводя ее в магазины и павильоны. Означает ли все это приговор мелкой рознице?

Андрей Водеников: «У нас есть время, чтобы перестроить свою торговую инфраструктуру, найти замену сигаретам как рентабельному товару. Мы стремимся всеми силами исполнить закон и сохранить себя на рынке. Но эти задачи в создавшихся условиях очень трудно выполнить по двум причинам. Во-первых, мэрия сегодня не идет нам навстречу в решении земельного вопроса. Один высокопоставленный чиновник прямо сказал мне, что сам он не курит, а потому сочувствия к табачному бизнесу не испытывает. «Другое дело, — сказал он, — если бы вы молоком торговали». Я спросил: «А если бы у вас на молоко аллергия была, вы бы и молочному бизнесу не сочувствовали?» Он не нашелся что ответить.

Во-вторых, сегодня ни в стране, ни в крае, ни в муниципалитете нет четких определений, что считать павильоном. Допустим, мы построим конструкцию площадью до 15 м2, сделаем в ней дверь, чтобы покупатели смогли заходить внутрь. Обойдется она нам минимум в 250-500 тыс. руб., в зависимости от материалов, которые будем использовать при строительстве. Соорудим десять таких конструкций, назовем их павильонами. А 2 июня 2014 г. придут к нам проверяющие и скажут: «А у вас прилавок на пять сантиметров короче, чем определено нормативно правовым актом от 1 июня. Закрывайтесь, ребята!» И плакали несколько миллионов рублей, вложенных в стремление быть законопослушными и остаться на рынке».

Момент неопределенности в отношении киосочной торговли признают и представители предпринимательского сообщества, выполняющие роль посредников между бизнесом и властью. Юлия Пак, председатель Президиума Общественного совета предпринимателей Приморья: «Администрация Владивостока взяла курс на то, чтобы сделать город свободным от хаоса нелегальной уличной торговли и упорядочить легальную. Но на это требуется время. Необходимо в конечном счете реализовать комплексный подход, с учетом планов развития города, его застройки, концепции дальнейшего развития малого и среднего бизнеса, потребностей жителей. Необходимо принять и утвердить схемы территориального планирования, в которых за уличной торговлей будут закреплены определенные позиции. На стадии обсуждения данных вопросов разумно заслушивать все точки зрения, учитывать мнения разных социальных групп. Будет ли отменено 777-е постановление? Не знаю. Но уверена, киоски в их нынешнем виде будут в ближайшее время переформатированы в нечто иное, более близкое — по облику и функциональности — к павильонам и магазинам».

Комментарий

Торговля из будок, стоящих возле автобусных остановок и в других людных местах, — неэстетична. Киоски должны изменить свой облик к лучшему и переместиться в качестве павильонов внутрь современных торговых и торгово-развлекательных центров (ТЦ). Такова позиция мэрии Владивостока, которую корр. «К» озвучили в пресс-службе городской администрации со ссылкой на известных архитекторов и специалистов по градостроительству.

Источник: Конкурент.ру


Возврат к списку