Пивное воздержание


24 Апреля 2013

С 1 января 2013 г. на пиво распространяются все законодательные ограничения, касающиеся алкоголя. В рамках такой борьбы с алкоголизмом прибыль мелкой розницы снизится на 40%, еще на столько же она упадет в рамках борьбы с курением — ожидается, что в скором времени ограничения коснутся и продажи сигарет. Зато крупной рознице эти изменения могут принести 2,8 трлн руб. дополнительной выручки.

Теперь пиво, как и любой другой алкоголь, нельзя будет продавать по ночам. Но самое главное заключается в том, что пенный напиток теперь не имеют права реализовывать в нестационарных помещениях с торговой площадью менее 50 м2 (водка, вино и другой алкоголь у них под запретом уже давно). Речь идет о киосках и всевозможных павильонах.

Последствия этого запрета почувствуют на себе многие владельцы небольших бизнесов. По подсчетам AC Nielsen, малый розничный бизнес, лишившись в ассортименте пива, потеряет до 40% выручки. Еще примерно 40% выручки ларечники могут потерять после вступления в силу ограничений на торговлю сигаретами (законопроект уже принят в первом чтении). Таким образом, с разницей в несколько месяцев малые формы торговли могут лишиться примерно 80% выручки. По подсчетам Минэкономразвития, запрет на продажу пива и сигарет может привести к закрытию около 175 тыс. торговых объектов, без рабочих мест останутся 500 тыс. человек.

Роман Грибов, директор сети розничных магазинов: «Новые ограничения приведут к тому, что с рынка уйдет часть киосков. Предприниматели понесут большие потери, люди лишатся рабочих мест. Еще в прошлом году наблюдалось увеличение количества предложений по продаже такого рода розничных торговых объектов — в преддверии вступления закона в силу их владельцы решили избавится от бизнеса, который обещал стать малорентабельным. Вообще, данная реформа выглядит как лобби крупных ритейлеров. Совершенно очевидно, что они в данной ситуации только выиграют».

По данным «Infoline-аналитики», супер- и гипермаркеты, а также крупные придомовые магазины, в которые отправятся клиенты ларьков, получат 1,1 трлн руб. дополнительной выручки уже в 2013 г. и еще 1,7 трлн руб. в 2014 г.

Немногие мелкие игроки смогут выжить и приспособиться к новым условиям — перепрофилировать бизнес или привести торговые точки в соответствие новым требованиям. Киоскеры уже начали бить тревогу.

Сергей Коваленко, федеральный координатор Российской коалиции киоскеров в Приморском крае: «Нововведение негативно скажется на малом бизнесе. Мы не против борьбы с алкоголизмом, но почему, осуществляя ее, государство губит малый бизнес?

В итоге вместо снижения потребления спиртного произойдет перераспределение выручки в пользу супермаркетов. Киоскеры не знают, что им теперь делать. Для того чтобы соответствовать стандартам, нужно вести торговлю в капитальном строении. Чтобы его возвести, нужны деньги. Да и само строительство в Приморье — процесс затяжной и сложный, потому что земельные вопросы здесь решаются долго. Также существует проблема с наличием подходящих торговых площадей в проходных местах, а стоимость аренды бывает просто неподъемной».

«Нельзя вести борьбу с чрезмерным употреблением алкоголя введением простейших мер, лежащих на поверхности, — убежден Игорь Савинов, председатель Приморского отделения «ОПОРА России». — Есть такие способы, как запрет употребления спиртного в общественных местах, пропаганда здорового образа жизни и прочее. А если все будет строиться на запретах, то в итоге это приведет к процветанию нелегальной торговли. Общероссийский объем продаж не уменьшится. Люди перестанут покупать алкоголь в киосках, но станут больше покупать в супермаркетах.

Мелкие формы торговли являются важными элементами экономики страны. Но в борьбе с алкоголизмом государство не учитывает интересы представителей малого бизнеса, фактически уничтожая его. Я считаю, что в данном случае нужно давать альтернативу. Если устанавливается запрет на торговлю пивом, то должны быть просчитаны риски для предпринимательства, которые при этом возникнут. В случае если они велики, нужно разработать предложение по переводу бизнеса в другую сферу деятельности».

Запрет отразится и на прибыли поставщиков. Однако некоторые из них настроены оптимистично. «Из-за вступивших в силу запретов у поставщиков снизятся объемы продаж, но несущественно, — считает Дмитрий Бурдояков, руководитель отдела продаж компании «Хейнекен Логистик В». — Думаю, что в дальнейшем покупательский поток сместится в сторону гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров и полноценных розничных магазинов, за счет чего постепенно общий объем продаж у поставщиков восстановится. Что касается запрета на ночную торговлю, то это также вряд ли сильно повлияет на продажи ритейлеров — скорее всего, люди начнут закупать алкоголь заранее».

Материал: Вера Щербань

Источник: Конкурент.ру


Возврат к списку