Социологическое исследование по мелкорозничной торговле в Москве


26 Августа 2014
Социологическое исследование по мелкорозничной торговле в Москве

Предлагаемое исследование показывает общую потребность москвичей в киосках и другой нестационарной торговле, как на уровне общегородской ситуации, так и с разделением – географическим, по возрастным и гендерным группам, по отдельным типам киосков и их расположению. Для сегрегации по географическому признаку, все ответы были разделены по четвертям Москвы:

  • Западная: ЗАО+ЮЗАО
  • Северная: СЗАО+САО
  • Восточная: СВАО+ВАО
  • Южная: ЮВАО+ЮАО

Центральный округ не рассматривался.

Всего было опрошено 1212 человек. Опросы проводились путем анкетирования в следующих местах в период с пятого по девятое апреля 2014 года:

  • м. Багратионовская, у выхода из метро
  • м. Юго-западная, у выхода из метро
  • м. Войковская, у выхода из метро + ТЦ «Метрополис»
  • м. Сокол, у выхода из метро
  • м. Пролетарская, у выхода из метро
  • м. Тушинская, у выхода из метро
  • м. Бульвар Дмитрия Донского, рядом с метро
  • м. Южная, рядом с метро, на улице
  • м. Домодедовская, рядом с метро + ТЦ "Домодедовский"
  • м. Люблино, рядом с метро
  • м. Кантемировская, рядом с метро
  • м. Орехово, рядом с метро
  • м. Текстильщики, у выхода из метро + ТЦ «Текстильщики»
  • м. Кузьминки, у выхода из метро
  • ТЦ «Золотой Вавилон»
  • м. Алтуфьево, у выхода из метро
  • м. Новогиреево, у выхода из метро
  • м. Щелковская, у выхода из метро

 Общая картина по городу:

Анкетирование состояло из нескольких вопросов, касающихся особенностей выборки и непосредственно предметной области опроса. Нижеследующие диаграммы раскрывают статистику по каждому аспекту:

Распределение по половому признаку:












По возрастным группам :

Самому молодому респонденту – 18, самому пожилому – 70. От 18 до 60 лет все возрасты представлены хотя бы одним респондентом. Были выделены следующие группы:

1.     Младше 23 – студенты высших и средних специальных учебных заведений, молодые специалисты со средним образованием

2.    23-33 – молодые специалисты, молодые семьи

3.     34-45 – зрелые люди, семьи с детьми школьного возраста

4.     46-60 – люди предпенсионного и начала пенсионного (для женщин) возраста

5.    Старше 60 - пенсионеры












Распределение по географическим четвертям:












Общий вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение мелкорозничных торговых объектов в Вашем административном округе?» дал следующие результаты:












Как видно, подавляющее большинство москвичей высказываются «за» сохранение мелкорозничной торговли. Далее эти показатели наложены на данные по возрасту и полу:






















Таким образом, пол в общей статистике очевидно не влияет на выбор «сохранять» или «не сохранять», распределение внутри каждой гендерной группы ответивших соответствует общему. Так же устойчивое превалирование «сохранять» над «не сохранять» наблюдается в каждой возрастной группе, причем разница возрастает вместе с возрастом – от 71% «за» к 29% «против» в самой младшей до 96% к 4% соответственно в самой старшей. Наибольший скачок в разнице наблюдается при переходе от группы «младше 23» к «23-33» и равен 8%.

Следующая диаграмма иллюстрирует рейтинг мелкорозничных предприятий по продукции. В соответствующем вопросе респондентам был предложен множественный выбор наиболее востребованных типов, которые затем были ранжированы по частоте упоминаний. Визуализация накопления показывает доли различных возрастных групп среди упоминавших тот или иной вид мелкой розницы.












Наиболее популярный продукт мелкорозничной торговли – хлебобулочные изделия и бакалея, о его востребованности сообщили 81% респондентов (здесь и далее речь в подобных вопросах будет идти о доле среди проголосовавших «за» сохранение). Самый непопулярный – цветы, его считают необходимым всего 10%. В среднем респонденты указывают 4-5 видов торговых объектов в качестве востребованных.

Наиболее удобными москвичи считают расположение мелкорозничных объектов у дома проживания, так указали 60% опрошенных. Почти в полтора раза меньше предпочитает расположение на пути от дома до остановок общественного транспорта или станций метро. Всего лишь один процент указывали другой вариант – районные ярмарки выходного дня, минимаркеты, рынки.












Следующие разделы приводят схожий анализ и набор диаграмм для каждой из четвертей Москвы.

Южная (ЮАО+ЮВАО):
Основные характеристики четверти:

  • Самая высокая доля проголосовавших «против» сохранения мелкой розницы
  • Самое безразличное отношение к расположению точек (разрыв между «у дома» и «на пути» минимален, составляет 8 процентных пунктов)
  • Лидер по видам продукции – «овощи и фрукты», аутсайдер – «цветы»
  • Самая высокая – по сравнению с другими четвертями – популярность «овощей и фруктов»
































Западная четверть (ЮЗАО+ЗАО):

Основные характеристики:

  • Лидер – «молочная продукция и мороженое», аутсайдер – «цветы»































Северная четверть (СЗАО+САО):

Основные характеристики:

  • Максимальное количество указавших «другое» в расположении точек мелкой розницы
  • Лидерство делят «хлебобулочные изделия и бакалея» и «молочная продукция и мороженое», аутсайдер – «цветы»
































Восточная четверть (СВАО+ВАО):

Основные характеристики:

  • Наибольшая, по сравнению с другими четвертями, доля проголосовавших «за» сохранение мелкой розницы.
  • Лидер – «хлебобулочные изделия», аутсайдер – «мороженое»
























































Возврат к списку