ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС ВИДЯТ ПОТЕНЦИАЛ В ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ МАРКИРОВКЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕЛЕГАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ


9 Июня 2018

7 июня 2018 года – До достижения соглашения о гармонизации ставок акцизов внутри ЕАЭС важным инструментом борьбы с нелегальным табачным рынком может стать цифровая маркировка, отметили участники дискуссионной панели «Рост нелегального табачного рынка в России – методы эффективного противодействия». Обсуждение прошло на площадке Недели российского ритейла, одного из крупнейших розничных форумов России. Модерировал панель Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли, сопредседатель комитета ОПОРЫ России по подакцизным товарам

В первом квартале 2018 года доля нелегальных сигарет выросла до 7,7 процентов всего российского рынка, достигнув рекордного уровня за всю историю измерений, следует из данных исследования, проведенного аналитическим агентством Kantar TNS. По экспертным оценкам, в масштабах российского рынка объём нелегальной продукции составит около 20 млрд штук сигарет в 2018 году.
«Значительный рост доли нелегального рынка на протяжении последних двух лет доказывает, что цена остается единственным ключевым фактором выбора в пользу дешевой нелегальной продукции», - считает вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Головко

По оценкам табачных компаний, в 2018 году из-за этого российский бюджет может потерять более 50 миллиардов рублей от табачных акцизов и НДС. Для сравнения, эта сумма сопоставима с годовым бюджетом Брянской или Тверской областей и значительно превышает годовые бюджеты таких российский регионов, как Псковская область или Республика Мордовия. 

Основной проблемой российского табачного рынка остаются сигареты, произведенные в странах Евразийского экономического союза, в частности, Белоруссии, считают участники дискуссионной панели. По данным исследования Kantar TNS, на сигареты, произведенные в странах-членах ЕАЭС, приходится до 37 процентов всего нелегального потребления. Значительная часть представлена сигаретами белорусских производителей, выпущенными как для внутреннего рынка с акцизными марками Республики Беларусь, так и предназначенными для экспорта. 

Участники дискуссии видят решение проблемы нелегальных перетоков в гармонизации акцизных ставок внутри Евразийского экономического союза(ЕАЭС). В частности, первый заместитель главы комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов назвал выравнивание акцизных ставок важным направлением защиты российского рынка. 

«Гармонизация ставок акциза необходима, если мы говорим о защите российского рынка от нелегальной табачной продукции, - считает Сергей Катасонов. -  К сожалению, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и другие страны не стремятся к выравниванию акцизных ставок. Поэтому мы должны искать другие пути. Нужно вносить изменения в кодексы административных правонарушений и ужесточать уголовную ответственность».

По мнению начальника отдела налоговой политики Евразийской экономической комиссии Нурматбека Мамбеталиева, акцизная политика, проводимая Россией в последние годы, создает условия для перетока продукции из стран - партнеров по ЕАЭС. 

«С 2010 г. рост акцизных ставок в России шел ускоренными темпами по сравнению с другими странами, - считает Нурматбек Мамбеталиев. - Только комплекс мер совместно с гармонизацией ставок позволит сбить волну нелегального оборота продукции. В частности, разрабатывается комплексная система контроля за перемещением товаров в ЕАЭС. Создается система идентификации участников, где будем вести реестры экспортеров и импортеров. Надо сопрягать национальные компоненты для прослеживания товара, чтобы мы могли видеть весь путь товара: от производителя до розницы». 

Участники дискуссионной панели также отметили важность введения обязательной цифровой маркировки в России и ее дальнейшее распространение на другие страны ЕАЭС. 

В январе 2018 года в России стартовал пилотный проект по маркировке и прослеживанию табачной продукции, который продлится до конца 2018 года. Эксперимент проводится для разработки и апробации инновационных механизмов цифровой маркировки табачной продукции, а также мониторинга её оборота. 


Возврат к списку