28 августа состоялось очередное совместное заседание Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по торговле и Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по подакцизным товарам


1 Сентября 2023
28 августа состоялось очередное совместное заседание Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по торговле и Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по подакцизным товарам

В заседании приняли участие Сергей Борисов, председатель Попечительского Совета «ОПОРЫ РОССИИ» и Александр Калинин, президент «ОПОРЫ РОССИИ». Были приглашены Юлия Юдина, заместитель директора Департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Максим Курганский, директор по защите оборота легальной продукции Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), оператор «Честный знак».

Первым комитеты рассмотрели вопрос «О проблемах исполнения ограничений продажи никотинсодержащей продукции в розничных предприятиях торговли и мерах реагирования и защиты законопослушных МСП от участившихся кампаний органов власти и общественных организаций».

Владлен Максимов, вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», председатель Комитета по торговле и сопредседатель Комитета по подакцизным товарам, рассказал предысторию проблемы, которая сложилась в Краснодарском крае. В середине июля стало известно о появлении на платформе оценки регулирующего воздействия администрации края о выходе Постановления Губернатора края о схеме размещения торговых объектов, реализующих табачные и никотинсодержащие изделия в павильонах. То есть речь идет о возможном закрытии легальных торговых точек малой торговли, реализующих табачную и никотинсодержащую продукцию. О запрете торговли в павильонах указанной товарной категорией. В данном случае используется разная трактовка таких терминов, как «строение», «сооружение», «павильон». Вице-президент также напомнил о ситуации в прошлом, когда при формировании ФЗ-15 намерено в списке разрешенных объектов, торгующих табачными изделиями, были оставлены павильоны (киоски тогда не были включены в этот список). И тогда именно сам законодатель голосовал за то, чтобы оставить павильоны в перечне. Так как табак как трафикообразующая категория очень важна для малого бизнеса.

В данном же Постановлении Губернатора Краснодарского края под целью борьбы с контрафактным товаром разрешается торговля табаком только в стационарных павильонах. Но как таковых именно стационарных павильонов по всей стране единицы, это редкие объекты. В тоже время для борьбы с нелегальным табаком у нас есть рабочий инструмент – это система «Честный знак». На разработку и развитие которой было потрачено много сил и средств. Данная система дает возможность посмотреть, какие объекты торгуют легально, а кто нарушает. И если есть необходимость сократить схему, то нужно начать с объектов-нарушителей. И опасность всего этого заключается еще в том, что эта инициатива может распространится и на другие регионы.

Ответственный секретарь Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по подакцизным товарам Алексей Чиков добавил, что реализация легальной розницы через НТО в Краснодарском крае оценивается экспертами в 15% от всего объема табачной продукции. А в масштабах России через нестационарные торговые объекты реализация достигает до 10% объема легального табака.

Даниэль Башмаков, председатель Краснодарского краевого отделения «ОПОРЫ РОССИИ» добавил, что необходимо сейчас получить разъяснения по терминам «строение» и «сооружение» и избежать разночтений. Важно, чтобы трактовка термина была однозначной и понятной. Не будет лишним получить информацию и от Генеральной прокуратуры.

Директор по защите оборота легальной продукции Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) оператор «Честный знак» Максим Курганский добавил, что действительно, с понятием «павильон» ситуация видится неоднозначной. Касательно выявления нелегальной продукции: система маркировки в режиме реального времени дает возможность понимать, какие участники оборота нарушают и какого рода имеется нарушение. Действительно, есть возможность выгрузить из системы список торговых точек и проверить, кто именно участвует в незаконной деятельности.

Вступив в дискуссию, Сергей Борисов отметил, что тема очень специфическая и в тоже время очень важная. Она указывает на некоторые тренды, которые могут иметь распространение. Казус с понятиями «киоск» и «павильон» должен быть исправлен. В любой сфере торговли, в том числе и в категории табачной и никотинсодержащей продукции, законопослушный легальный бизнес заслуживает справедливого к себе отношения.

Продолжив обсуждение вопроса, Александр Калинин заметил, что в какой-то момент принятие новых мер: ужесточение критериев, увеличение размера госпошлины на розничную продажу алкогольной продукцией привели лишь к увеличению нелегальной торговли. Это глубочайшее заблуждение, что, запретив торговать табачной и никотинсодержащей продукцией в малых форматах, результатом окажется уменьшение нелегального оборота.

Продолжив дискуссию, Юлия Юдина высказала готовность рассмотреть и проработать материалы, которые будут подготовлены. Если есть проблема в толковании положений Федерального законодательства, то стоит прояснить ситуацию, запросив разъяснения у заинтересованных органов. Часто на практике отсутствие прямо прописанного разрешения рассматривается региональными органами власти как запрет. В тоже время кажется немного странным, что при действующих с 2013 года правил и при легальном существовании бизнеса все это время вдруг именно сейчас возникла такая проблема.

Участники заседания обсудили вопрос о проблемах исполнения ограничений продажи никотинсодержащей продукции в рознице и мерах реагирования и защиты законопослушных МСП от участившихся кампаний органов власти и общественных организаций». Алексей Чиков рассказал об обращениях предпринимателей. Речь идет о требованиях или запросах разместить плакаты в торговом объекте, несмотря на существование строгих правил арендодателя, когда торговая точка арендует площадь внутри торгового центра.

Вопрос прокомментировал Сергей Селивёрстов, пояснив, что существует некая городская программа, в рамках которой и появляются предложения разместить в павильоне тот или иной плакат.

Владлен Максимов заметил, что действительно, при жестких правилах, которые устанавливает тот или иной торговый центр, не так просто разместить у себя в магазине на видном месте большой плакат, где каждый используемый метр оплачивается арендатором.

Переходя к торговым вопросам, участники заседания рассмотрели вопрос по агрегированной маркировке. Это касается продажи маркированного товара упаковками.

Алексей Григорьев, излагая суть вопроса, пояснил, что вопрос касается упрощения и минимизации затрат при продаже маркированной продукции упаковками. Чтобы на кассах не нужно было сканировать каждую отдельную единицу товара из упаковки (и часто это требует вскрытия упаковки) есть вариант сканировать лишь некий код, который агрегировал бы в себе коды всех тех товарных единиц, которые входят в данную упаковку.

Для торговли это проблема существенная, учитывая, что в процесс маркировки вошла молочная продукция, вошла вода. И детская вода, и пиво скоро будут тоже включены в процесс маркировки.

Ирина Печерина, руководитель отдела по связям с государственными органами ООО «Метро Кэш энд Керри» добавила, что агрегированная маркировка (код идентификации групповой упаковки) по законодательству не является обязательной. Тем не менее ряд производителей стали использовать агрегированную упаковку. Вскоре ожидается маркировка сладкой воды и газированных напитков. Этот вопрос актуален не только для крупных сетей, но и для малой торговли.

Завершающей темой на заседании стал вопрос об окончании эксперимента и проведении оценки регулирующего воздействия в отношении проекта Постановления Правительства РФ об установлении запрета на продажу маркированных товаров на основании данных из ГИС МТ (идентификация просроченного или контрафактного товара).

Алексей Григорьев уточнил, что вопрос касается так называемой «запретительной кассы». В процессе пробивания маркированного товара на кассе система маркировки может выявляет проблемы с товаром. Это может быть, когда товар уже просрочен, не введен в оборот, уже выведен из оборота по каким-то причинам: не считывается код маркировки или товар заблокирован по решению надзорных органов. В указанных случаях касса блокирует продажу данного товара.

К сожалению, есть ряд случаев, когда товар ошибочно попадает под запрет. Например: товар не был введен в оборот по ошибке производителя, покупатель пробил товар сосчитав маркировочный код, но потом передумал его покупать. Такие случаи затрудняют процессы продажи.

Ирина Печерина дополнила, что на данный момент формируется проект постановления Правительства с перечнем случаев по запрету товаров к продаже на основе данных из системы.

Максим Курганский отметил, что эксперимент уже закончен, и по его результатам все технические моменты должны быть учтены. Вводиться система будет поэтапно, в разные установленные сроки. Но при наличии каких-то особо критичных моментов информацию необходимо донести до регулятора.


Публикации в СМИ:

ОПОРА РОССИИ;

Москвичи;

Московский поисковик;

Advis.ru;

Ru24;

Москва.



Возврат к списку