Мал киоск, да дорог


25 Ноября 2013
Мал киоск, да дорог   Два дня назад прочитал интервью мэра Москвы Сергея Собянина «Комсомольской правде». В числе прочего речь идет о малоформатной торговле, являющейся, в некотором роде, лицом любого большого города. Объясняя причины печальной ситуации с ней в Москве, мэр говорит: «пока у нас процветает неорганизованная, незаконная торговля, никаких милых сердцу магазинчиков не будет. Зачем? Вышел на улицу, поставил сараюшку – и торгуй себе без всяких налогов. А вот когда этого безобразия нет, тогда появляются и магазинчики, и ларечки. Подсоединенные к сетям, с нормальной санитарией, налоговой дисциплиной…» 

 Звучит все это, честно сказать, несколько странно. Во-первых, на какой это такой улице рядовой гражданин может беспрепятственно поставить «сараюшку», да еще и торговать из нее? Каждый может легко провести эксперимент: уверяю вас, что уже через два часа об этом будут знать в управе, а еще через час к вам подъедет полиция – если сотрудники последней не окажутся проворнее и не появятся у вас раньше по собственной инициативе. Ну а, во-вторых, какая связь между всем этим «безобразием» и появлением цивилизованных павильонов и киосков? Ведь в последний год мэрия, наряду с незаконными объектами (если они еще остались), напротив, активно убирает цивилизованные типовые киоски торговли, общепита и службы быта. Большинство из них люди выиграли на аукционах, заплатив за места немаленькие деньги, взяли кредиты, выкинули старые и установили новые типовые конструкции. Срок аукциона был три года, но через год-полтора им сказали, что в связи с новой концепцией Транспортно-пересадочных узлов все объекты поголовно нужно убирать от станций метро. Предприниматели, таким образом, утратили всякую надежду вписаться в тот самый «цивилизованный рынок», на отсутствие которого так склонна жаловаться мэрия, заодно потеряв и вложенные в объекты деньги. 

При этом цивилизованная нестационарная торговля – реальный, если не единственный способ быстро решить проблему катастрофической нехватки торговых площадей в Москве. Есть несколько методов оценки обеспеченности городов торговыми площадями. По любым из них Москва отстает от крупных европейских городов в 2,5 раза. Вот совсем недавняя оценка, которую приводит «Коммерсант»: обеспеченность торговыми площадями Москвы – 300 кв. м на тысячу жителей, в то время как, например, в Варшаве и Стокгольме – 700 кв. м. Это если считать только торговую площадь магазинов и бутиков. Если считать все, относящееся к торговле (автосалоны, проходы и склады в торговых центрах и т.д.), то в Москве сегодня, по данным Департамента торговли – менее 800 кв. м на тысячу жителей. В Европе и Северной Америке эта цифра начинается от 2 тысяч. 

Три года назад эта цифра в Москве была чуть менее 700, и понятно, что такими темпами, по 30 кв. метров в год, мы будем догонять весь мир до второго пришествия. Впрочем, я, как москвич, и не уверен, что догонять нужно – исходя из того, какими методами это делается. Ведь вместо маленьких центров в спальных районах, торговых рядов, павильонов, локальных фудкортов – продолжается строительство крупных торговых комплексов, космическую аренду и входные бонусы которых могут выдержать только вертикально интегрированные транснациональные компании, держащие в своих руках все товарные циклы: от производства хлопка до финальной розницы. Арендаторы в этих центрах, как правило, одни и те же, и известны еще на этапе строительства. Кроме того, в центры эти человек, как правило, может добраться только на машине, усугубляя печальную дорожно-транспортную обстановку, под предлогом оздоровления которой как раз и уничтожается в городе малый торговый бизнес.

Источник: ЭХО Москвы

Возврат к списку