Про супермаркет


30 Сентября 2016
Про супермаркет

Когда после некоторого перерыва оказываешься в Европе, не устаешь удивляться, насколько здешняя торговля, при всех, вроде бы, стандартных принципах ее организации, все же отличается от нашей, российской.

Начать с упаковки. Во что упаковывают товар у нас? В стандартный целлофановый пакет, больше или меньше, толще или тоньше. Ну и, в лучшем случае, в пластиковый лоток. На Западе (речь идет, как мы понимаем, и о цивилизованной Азии) в целлофановый пакет пакуются только овощи и фрукты, и то далеко не всегда - во многих странах развита культура бумажного пакета, в котором продукция хранится весьма долго (были такие пакеты и в СССР).

Сыр, мясная гастрономия здесь заворачиваются либо в вощеную бумагу, либо в бумагу со специальным целлофановым покрытием, в которой продукты тоже спокойно хранятся в холодильнике.

Еще разительнее различие в упаковке рыбы, которая портится особенно быстро.  У нас, как мы уже отметили, это целлофановый пакет - только донести до дома и куда-то переложить. У них - специальные конверты разных размеров, самозаклеивающиеся, с покрытием изнутри, непромокаемые, но "дышащие"; рыба в такой упаковке вполне может полежать полтора-два дня в холодильнике.

Понятны аргументы, которые можно тут привести. У них покупатель - культурный и относительно состоятельный. У нас - бедный и дикий. Нашему нарежь колбасу в дорогую бумагу - он, поняв у кассы, что она, колбаса, ему не по карману, выкинет ее в корзину с карандашами к 1-му сентября. Ну и вообще, дорогая упаковка стоит денег, а у нас потребитель бедный; а любые вложения в упаковку ведут к удорожанию продуктов, и так не очень доступных большой части потребителей.

Да, логика, может, тут и есть, но у нас ведь существуют и магазины для людей состоятельных. Которые именно так себя и позиционируют. Почему и они тоже пакуют продукты, в том числе и весьма дорогие,  во всякое дерьмо?  Почему и здесь самая топовая упаковка - пластиковый лоток, затянутый пищевой пленкой?

Кроме того, ничего не происходит сразу, везде есть начало пути. Люди привыкают к хорошей упаковке и понимают ее преимущества, только увидев ее живьем. Почему те же самые торговые сети, работающие в Европе по-европейски, не пытаются привить у нас эту культуру, хотя бы постепенно?

Есть и вещи, вообще не требующие никаких регулярных вложений. Вот организация очереди. Ты нажимаешь кнопку, как при получении услуг в ЕИРЦ, и получаешь талон. Это исключает любые инциденты а-ля "я здесь стояла, но на минутку отошла". Отошла, но твоя очередь не прошла - можешь никому ничего не объяснять. Прошла - всё, отрываешь новый талон. Причем в современных супермаркетах организовано это так, что ты из одного терминала, допустим, у отдела "рыба", можешь сразу получить талон в "мясе" и "сыре". И тебе совершенно не обязательно бегать между тремя отделами справляться, сколько перед тобой осталось народа. Несколько табло в разных концах продовольственного сектора супермаркета информируют покупателей о движении очереди.

 

Ну и, наконец, очередь в кассы. У нас люди зачастую бегают от кассы к кассе, оценивая число людей в каждой, объем товара в тележках и его однородность. И еще гадая по завуалированным признакам, где кассир опытный, а где не очень, а где вообще сидит стажер. Но ведь есть простая схема, действующая для магазинов до 40-45 касс (плюс кассы для покупателей с корзинками, они - отдельно). Очередь одна, общая, перед ней табло; по мере освобождения кассы кассир нажимает кнопку, и на табло высвечивается нужный номер. Туда человек из очереди и идет; не вдаваясь, где сидит хороший кассир, а где плохой. Все очень удобно и просто.

Тут я вроде бы все время подразумеваю супермаркеты; мол, это они плохо работают, чураются новшеств. Да нет, я, в общем, про все торговые форматы. Не хочу ни в кого кидать камень. Но, конечно, именно компании сетевой торговли, что там говорить - локомотив инноваций в отрасли. Им, тем более, и выдумывать ничего не надо - все уже есть, у них же, но заграницей. А у нас-то когда?


Возврат к списку